Эксперт объяснил, как влияет на мозг утрата навыка писать от руки

Эксперт рассказал, как на мозге человека сказывается постепенная утрата навыка писать от руки, сообщает Российская газета.

   
   

Специалисты, которые проверяют работы участников «Тотального диктанта», отмечают, что их почерк ухудшается с каждым годом, и в этом году некоторые рукописные тексты практически невозможно было разобрать.

По словам учёного департамента психологии, заведующего лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ Сергея Киселёва, важен не красивый почерк, а тот факт, что графическая деятельность развивает и поддерживает в рабочем состоянии базовые механизмы мозга. Так, письмо от руки влияет на состояние минимум десятка разных функций – от обработки мышечной информации до механизмов, обеспечивающих произвольную регуляцию и контроль. Учёные доказали с помощью функциональной магниторезонансной томографии, что написание текстов от руки заставляет действовать зоны мозга, отвечающие за рабочую память, пространственные функции и способность переключаться. Это в свою очередь развивает связную развёрнутую речь и в конечном итоге позволяет человеку переключаться с одной идеи на другую, не зацикливаясь, избегая стресса и приспосабливаясь к меняющемуся миру.

Киселёв отмечает, что письмо от руки – сложный и комплексный вид деятельности, участвующий в развитии мозга человека. Когда мы набираем текст с помощью клавиатуры, это не даёт такого эффекта.

Полный отказ от «ручного» письма требует включения в жизнь альтернативных занятий, которые компенсируют это. Например, танцы и гимнастика также учат переходить с одного вида движения на другое, развивая механизм переключения в мозге. Мелкую моторику можно развивать при помощи лепки, вязания и работы с небольшими деталями, однако эти специфические виды деятельности подходят не всем детям.

Письмо от руки, по словам экспертов, не только поддерживает хороший уровень работы многих функций коры, но и благоприятно влияет на глубинные механизмы мозга. В частности, мелкая моторика оказывает позитивный эффект на ретикулярную формацию мозга, что поддерживает работоспособность всего органа.