Дошли до буквы «Ф». В школе Краснодара 20 первых классов

Чтобы поместиться на школьном дворе во время первого звонка, дети и взрослые стояли вплотную друг к другу. © / Александр Власенко / АиФ

Первоклассная арифметика

Первый «А», первый «Б», первый «В»... и так до буквы «Ф». В этом году педагогам СОШ № 71 пришлось не только задействовать большую часть русского алфавита при распределении первоклашек, но и применить на практике свои познания в математике и геометрии. Ведь при подготовке ко Дню знаний всё нужно было точно рассчитать, а потом расчертить небольшой школьный двор так, чтобы он смог вместить всех виновников торжества. Арифметика получилась впечатляющая: первоклассников набралось 616 человек — и все с родителями!

   
   

По проекту эта городская школа, распахнувшая свои двери в 1971 году, рассчитана на 1350 учащихся. И десятилетиями их число держалось в расчётных рамках, а для обозначения классов хватало самого начала алфавита. Еще в 2008 году всё ограничивалось буквой «Г». Но изначальное расположение школы на окраине города возле полей и садов таило в себе урбанистический подвох. Город постепенно расширялся, земля дорожала, и к концу 2000-х годов строительные компании стали выжимать максимум из этих незанятых строениями территорий.

«Лет восемь назад рядом с нашей школой начал застраиваться новый микрорайон „Московский“, — рассказывает директор СОШ № 71 Светлана Чернявская. — Тогда были сданы первые две шестнадцатиэтажки, а на сегодняшний день их количество уже достигло 56. В дома заселяются в основном молодые семьи с маленькими детьми, что в итоге и привело к переуплотнённости школы».

Если до появления микрорайона в школе был 41 класс, то сейчас их уже 104. И в каждом из них больше тридцати человек. А всего здесь учатся почти 3,5 тысячи детей.

По некоторым оценкам население «Московского» уже составляет около 40 тысяч человек — как в небольшом городе. А с окончанием строительства оно может достичь 60-70 тысяч. Район сразу чётко распланировали и эти цифры не могли быть тайной, скрытой за пеленой будущего. Одновременно с домами необходимо было начинать возводить новую школу. Но посреди плотной застройки выросли только несколько детских садов, как будто на появление здесь большого количества детей постарше никто не рассчитывал. 

Выросший возле школы и ещё не достроенный до конца микрорайон каждый год даёт много первых классов. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Как вместить невмещаемое

Хорошо, что полсотни домов невозможно строить одновременно, и число учеников увеличивалось постепенно. Впервые их существенный прирост произошёл 6 лет назад, когда в школе набрали 9 первых классов. На следующий год их было 8, но через год уже стало 13. Первое время старое здание образовательного учреждения справлялось с перенаселением благодаря двум сменам, но потом проблема вышла на новый уровень. Образно говоря, перед 71-й школой встала совсем не школьная задача  как вместить невмещаемое.

«Три года назад стало ясно, что все уже не помещаются в две смены и может потребоваться третья, — продолжает Светлана Чернявская. — Когда я подняла этот вопрос в администрации, то нам сразу же передали соседнее здание, в котором до этого находился институт. Но потом и его стало не хватать. Два года назад во дворе школы построили быстровозводимый модуль на двенадцать классов, а в этом году нам передали ещё одно здание неподалеку, которое взято в аренду. В итоге мы пока умещаемся в две смены, и вопрос о третьей не стоит. Первоклассники учатся только в первую смену».

   
   

Читайте также: Черчение, астрономия и Закон Божий. Школьные предметы, которых больше нет

Директор средней общеобразовательной школы № 71 Светлана Чернявская уже много лет подряд открывает рекордные линейки. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Все четыре здания школы можно назвать автономными исходя из имеющихся в них условий для пребывания и учёбы детей. В каждом из них есть своя столовая, библиотека, медицинский кабинет, место для занятий спортом. Но организовать работу такого школьного хозяйства непросто. Справляться со всеми задачами директору помогает целая дюжина заместителей. Но все равно она признаётся, что теперь у неё остаётся меньше времени на учебный процесс.

В каждом из четырех зданий школы есть своя столовая, но пищу для них готовят на одной кухне. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Даже чтобы попасть к ней на беседу, пришлось набраться профессиональной наглости, потому что люди идут в её небольшой кабинет сплошным потоком. Каждые несколько минут на пороге появляются замы, учителя, представители разных контролирующих структур и, конечно, родители учащихся. Но, несмотря на массу разных забот, директору школы как-то удаётся держать в голове информацию о каждом ученике, которую она считает очень важной.

«Если мне кто-то звонит и называет фамилию ребёнка, я сразу понимаю из какого он класса, — говорит Светлана Федоровна. — Правда, я ещё не выучила всех первоклашек, но к концу первой четверти это сделаю. Я уверена, что директор школы обязательно должен знать всех детей и не только по фамилиям. Нужно быть в курсе того, как они живут, что у них творится в семье. Ведь от этого зависит и учеба».

Читайте также: Крепостные педагоги. Почему государство экономит на учителях?

За считаные месяцы во дворе школы построили двухэтажное жёлтое здание, рассчитанное на 12 начальных классов. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Больше детей — больше учителей

Качество образования — это, конечно, самый главный вопрос, перед которым практически всё отходит на второй план. На первый взгляд, огромное количество учеников должно создавать трудности в обучении. Но директор краснодарской школы уверяет, что в их случае это не так.

«Я не могу сказать, что мы испытываем большие сложности из-за такого количества детей, — продолжает Светлана Чернявская. — Число классов не влияет на качество обучения по той простой причине, что на каждый из них есть свой учитель. Больше детей — больше учителей. Да, обойти все классы бывает сложно, но это рабочая ситуация и она решаема».

Светлана Чернявская признаётся, что обойти все классы бывает сложно. Фото: АиФ/ Александр Власенко

По её словам, число учителей растет пропорционально числу детей. Если год назад в школе работали 137 сотрудников, то в этом их уже 167. К тому же значительная часть новых педагогов без преувеличения работают не за страх, а за совесть. 

«Многие из наших новых учителей — это жёны военных, ранее учившие детей в гарнизонных школах, — говорит Светлана Чернявская. — Я убедилась, что они умеют хорошо работать. Более того, некоторые из них были директорами гарнизонных школ. Работу в двух корпусах нашей школы организуют именно такие люди, ставшие моими заместителями. А вообще ещё двадцать лет назад, когда я только сюда пришла, здесь был очень хороший коллектив. И его костяк сохранился до сих пор».

Но красноречивее всяких слов о качестве здешнего образования говорят результаты учащихся и составляемые на их основе рейтинги. Школа № 71 входит в сотню лучших общеобразовательных учреждений Краснодарского края и российский ТОП-500. Причём она не имеет статуса лицея или гимназии, в отличие от ещё пяти школ города, также попавших в этот федеральный список. 

По иронии судьбы первая в этом районе и самая близкая к школе высотка стала долгостроем и до сих пор не добавила новых учеников. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Но в любом случае трудно назвать нормальной ситуацию, при которой одной школе регулярно требуются всё новые здания и учителя. Это даже можно сравнить с тем, как годами латают асфальт вместо укладки нового. Перспективы разгрузки этого учебного заведения есть. К концу года должны сдать в эксплуатацию пристройку к находящейся неподалеку школе № 66, рассчитанную на четыреста учеников начальных классов. Туда переведут часть ребят из 71-й школы. А ещё через несколько лет на пустыре возле микрорайона «Московский» обещают построить совершенно новую и очень большую школу на 2,5 тысячи учащихся. Но весь вопрос в том, как удастся дотянуть до момента её открытия. По расчётам Светланы Чернявской, в следующем сентябре уже имеющиеся корпуса школы смогут вместить максимум ещё 17 первых классов.