Доктора с соседней парты. Как найти свое призвание?

Первые пациенты школьников - высокоинтеллектуальные симуляторы. © / Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

О том, кто и зачем помогает им совершить этот ранний скачок в профессию, мы побеседовали с ректором Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова Сергеем Лукьяновым.    
   

Каникулы у операционного стола

Инна Алейникова, «АиФ»: Сергей Анатольевич, ваш вуз ведёт серьёзную довузовскую подготовку. Если раньше институты организовывали лишь дни открытых дверей и курсы подготовки к поступлению, то теперь на занятиях в вузе школьник может удовлетворить пробуждающийся научный интерес, получить доступ в лаборатории и учебные кабинеты наравне со студентами. Какой эффект это даёт?

Сергей Лукьянов: Мы - медики. Наша профессия связана не просто с выбором работы, а с призванием. Потому что нужны огромные знания, большая воля, важно уметь справляться с нагрузками, сохранять спокойствие в острые моменты, сосредотачиваться, взаимодействовать с больными и их родственниками. Бывает, молодой человек, став студентом, видит вблизи, как устроен человеческий организм, и уходит со словами: это не моё.

Поэтому нам важно, чтобы пришли ребята, которые потом учились бы 6 лет, пошли в ординатуру и остались в профессии. Благодаря нашим мероприятиям для школьников мы получаем студентов с высокой мотивацией, они учатся более сознательно, а это значит эффективно.

Один из недавних проектов - летняя Школа юного хирурга. В прошлом году в качестве эксперимента университет набрал две группы детей. Мы, честно говоря, не ожидали такого упеха! Позже, чтобы принять больше желающих, обратились за поддержкой в Департамент образования Москвы. Его помощь позволила развернуть серьёзный проект: через хирургический курс прошли 1200 ребят.

Представляете, они ежедневно с утра до вечера ходили на занятия, участвовали в мастер-классах, делали лабораторные работы - отдавали учёбе месяц своего лета. При нашем строгом правиле «два пропуска - и до свидания» группы практически в полном составе дошли до конца. Я заходил на занятия и видел интерес с обеих сторон: глаза горели и у детей, и у преподавателей, все работали увлечённо.

- Насколько близко подростки подходят к реальной медицине?

   
   

- Начинается обучение с обзоров об устройстве организма, о функциях различных систем, о том, какие у нас есть инструменты, чтобы проанализировать работу организма. И только потом происходит интерактивное погружение школьников в оперативную хирургию, знакомство с инновационными инженерными решениями в медицине.

У нас очень современное оборудование, в том числе высокоинтеллектуальные симуляторы, которые моделируют различные болезненные состояния организма, его свойства. Есть симулятор родов: это макет женщины, проходящей через все родовые стадии. Или макет, воспроизводящий особенности человеческого дыхания. Ребёнок слушает «пациента» через стетоскоп, как доктор, и ставит диагнозы: воспаление лёгких или бронхит. На симуляционных аппаратах подростки учатся вводить катетеры, зашивать раны, справляться с повязками.

Также ребятам дана возможность самостоятельно работать на хирургическом оборудовании, которое сегодня используется в клиниках: они могут проводить на муляжах лапароскопические операции, гаст­роскопию, накладывать швы внутри желудка.

Преподают в нашей школе действующие врачи. Утром у них операции, а вечером они обучают ребят профессиональным навыкам.

Мы рассчитываем на восторг от занятий, чтобы по собственной реакции школьники смогли принять решение, становиться ли хирургами.

- Наверняка после таких занятий в восторг приходит большинство ребят...

- Даже если кто-то не станет медиком, эта практика будет с ним всю жизнь, так как мы обучаем вмешательствам при экстренных случаях: каждый выпускник школы знаком с действиями первой помощи в ситуациях, когда человек задыхается, упал в обморок или захлебнулся.

- Как бы вы оценили уровень подготовленности школьников и абитуриентов?

- Преподаватели их хвалят.

С 40 школами Москвы у нас подписаны договоры о сотрудничестве (номера средних учебных заведений размещены на сайте университета в разделе «Довузовская подготовка»). Связи налажены уже десятки лет. Мы приходим в школы после уроков и проводим дополнительные занятия по химии и биологии, добавляя медицинские аспекты.

Углублённо эти же предметы школьники изучают на базе университета - в школе «Хим-био-плюс» и на других курсах, давно готовящих наших абитуриентов.

Приёмная кампания этого года показала заметное оживление интереса к биохимии и биологии. Мы выпускаем не только лечащих врачей. Лечебный и педиатрический факультеты - самые популярные и крупные, мы принимаем на бюджет по 600 и 450 студентов. Но для самого вуза приоритетным является и созданный очень давно медико-биологический факультет. Он готовит специалистов для диагностических и научных лабораторий: его выпускники помогают людям в их стремлении раньше узнать о приближении заболевания и остановить его, идут в науку, разрабатывают лекарства, новые технологии и подходы. Университет будет добавлять бюджетные места.

У абитуриентов в первую очередь мы смотрим на результаты ЕГЭ по биологии, химии и математике, учитываем баллы крупных олимпиад по этим дисциплинам. Кроме того, с коллегами мечтаем создать школьную олимпиаду всероссийского уровня по медицине или биомедицине.

Хороший врач не пропадёт

- Ваш университет входит в число ведущих вузов, на базе которых для работы со школьниками открыты Центры технологической поддержки образования. Сюда могут прийти дети из любых школ города. С чем вы их встречаете?

- В ЦТПО открыты специально оборудованные классы по химии, биологии, где установлены микроскопы, 3D-принтер и другое оборудование, можно смотреть учебное видео и пользоваться всевозможными материалами для освоения разных тем. Занятия бесплатные.

- Чему можно научиться в центре технологической поддерж­ки образования?

- Направления деятельности ЦТПО - гистология (ребятам открывается микромир), биохимия (они самостоятельно выделяют ДНК), современные методы в медицине (для их изучения требуется повторить разделы школьного курса физики) и кружок «Гиппократ XXI века» (его участники изучают анатомию, наблюдают под микроскопом срезы тканей, измеряют давление, знакомятся с основами 3D-моделирования для медицины и т. д.).

Мы предлагаем школьникам разные формы общения с вузом. Кому-то нравится заниматься на регулярной основе под руководством преподавателя, быть членом группы. А кто-то пока выбирает сферу своих интересов, хочет понять, чем живут вузы Москвы, и для этих ребят город проводит Университетские субботы. Занятия разовые, темы меняются - выбираешь, регистрируешься и приходишь. Университету им. Пирогова за три года участия в проекте дважды присуждали первое место в конкурсе на лучшую Университетскую субботу.

- У вас было интереснее всех?

- У нас коллектив из студентов, ординаторов и врачей, можно сказать, даёт на Университетских субботах представление по какой-нибудь теме - например, «Железное сердце: кардиостимулятор», - используя симуляторы, видеоматериалы и интерактивные методики.

Ребята приходят с родителями, что немаловажно. Сегодня профессия врача - одна из популярных. Если десять лет назад родители отговаривали детей от поступления в медицинский институт, так как работа врача виделась им опасной с точки зрения материального благополучия, то сейчас пришло понимание того, что хороший врач нигде не пропадёт. На наших встречах семьи видят состоявшихся врачей: выбравшие этот путь люди счастливы, увлечены работой, чувствуют, что живут полноценной жизнью. Согласитесь, сильный пример, прямое воздействие на детей и родителей. Для нас это очень важно: мы хотим, чтобы к нам приходило как можно больше по-настоящему заинтересованных ребят.