Директор школы: «Нужно спасать кружки и центры допобразования»

Занятия в бассейне для детей - в радость и на здоровье. Вот только не все бассейны теперь работают.. © / Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Любовь Духанину, директора общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа «Наследник», за несколько последних месяцев узнали многие москвичи. Это она, не будучи членом «ЕР», рассказывала мэру о подготовленной партией программе городского летнего отдыха для школьников. Но активное участие в подготовке этой программы - не единственная её заслуга.    
   

Досье
Любовь Духанина.
Кандидат исторических и доктор педагогических наук, посвятила вопросам образования практически всю жизнь. Сейчас она возглавляет комиссию Общественной палаты РФ по развитию науки и образования. Как общественный деятель занимается совершен­ствованием системы образования и решением острых социальных проблем ЮАО столицы, где проживает уже более 40 лет. Л. Духанина - одна из инициаторов возвращения льгот на оплату коммунальных услуг для инвалидов и людей, пострадавших от воздействия радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС, активный участник Московского городского форума инвалидов «За равные права и равные возможности», одна из инициаторов программы детского летнего отдыха «Московская смена».

Образование и перспектива

Мария Беляева, «АиФ»: Любовь Николаевна, вы много сделали для появления в Москве инклюзивного образования. Как оцениваете первый опыт наших школ?

Любовь Духанина: Да, у нас уже достаточно много школ, в которых дети с особенностями учатся вместе с обычными детьми, а учителя работают по специальным программам. Но одновременно возникают и вопросы. К примеру, как оценивать знания таких детей? А если в классе появляется второй ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то нагрузка на учителя возрастает значительно - нужен помощник.

С другой стороны, у детей возникают проблемы с профессиональным выбором. Сейчас появилось много интересных специальностей, которые им посильны и не требуют высшего образования, - в области IT или дизайна их масса. Кстати, на дизайнера ландшафтов в прошлом году был конкурс 4 человека на место. Но в учреждениях среднего профессионального образования, в отличие от вузов, для поступающих с ограниченными возможностями здоровья никаких квот нет. Я думаю, что в колледжах и техникумах нужно ввести аналогичную квоту - 10% от бюджетных мест для таких учащихся.

Одновременно мы должны думать и об их дальнейшем трудоустройстве. Дистанционная работа - это хорошо, но часто требуется присутствие на рабочем месте, умение работать в коллективе. Таких навыков у молодых людей с проблемами здоровья, как правило, нет. Значит, нужны программы социализации.

- О трудоустройстве нужно думать, наверное, в отношении всей молодёжи.

   
   

- Совершенно верно. Необходимо увеличивать количество рабочих мест для всех выпуск­ников среднего профессионального образования. Сейчас из Москвы выводятся производственные предприятия - значит, нужно создавать другие рабочие места, развивать технопарки. Для молодёжи очень важно видеть перспективу, а без работы её нет. Ну а стране нужно развивать экономику, чего без молодёжи не сделать.

Кружки нужно спасать!

- Всё ли благополучно у нас в дошкольном образовании?

- Москва, конечно, на шаг впереди многих других городов. Мы справились с очередями в детские сады и уже говорим правительству: давайте развивать ясельные группы! Причём для малышей от полутора лет, которых воспитывают одинокие и многодетные мамы, места в ясельных группах уже предоставляют. Как член Общероссийского народного фронта я проконтролировала эту ситуацию в Южном округе.

Почему это так важно? Потому что до того, как ребёнку исполнится 1,5 года, мама получает достаточно большое пособие, которое рассчитывается исходя из её зарплаты. А потом - 50 руб. в месяц. Понятно, что есть два выхода: либо увеличить размер пособия, либо дать мамам возможность работать. Мы проводили исследование, и, вы знаете, мамы выбирали второй вариант. «Пока на работе меня ещё хотят видеть, я лучше буду работать» - так они это объясняли.

Но в детских садах есть другие проблемы. Какие-то из них можно решить через механизмы общественного контроля и общественной инициативы. К примеру, на встречах в ходе подготовки к предварительному голосованию люди говорили, что снизилось качество питания, даже размер порций где-то уменьшился. Мы стали разбираться. Оказалось, что эта услуга теперь должна предоставляться через конкурс, а там побеждает тот, кто даёт максимально низкую цену. Поэтому сейчас обсуждаем, как можно ввести общественный родительский контроль и что ещё предложить Департаменту образования.

- А какие проблемы общественная инициатива решить не может?

- Я уверена, что в дошкольные учреждения необходимо вернуть медработников. Ведь у нас сейчас иногда даже бассейны не работают, потому что проводить в них занятия с детьми без медицинского работника нельзя. По этой же причине сейчас закрываются учреждения дополнительного образования.

ОНФ удалось приостановить закрытие коррекционных школ - нужно сейчас спасать кружки и центры допобразования. Дело в том, что требования к ним в части медобслуживания сформулированы так, что они просто не могут им соответствовать. Но ведь нельзя одни и те же требования выдвигать к учреждению, в котором дети находятся полный день, и к тому, куда они приходят на пару часов, а иногда и вообще на 40 минут. И ладно, если это большой центр. А ведь есть прекрасные студии, кружки - они занимают маленькие помещения. Чтобы открыть полноценный медицинский кабинет, нужны средства, которых они не собирают за год!

И решить такие проблемы можно только на уровне законодательства. Это, соб­ственно, то, ради чего я иду в Госдуму. Полтора года бьюсь над проб­лемами, а решить не могу. Хотя Москва поддержала, потому что в городе понимают, что это архиважные вопросы, которым оба федеральных министерст­ва - образования и здравоохранения - не уделяют должного внимания.

Проблемы можно решить

- Любовь Николаевна, давайте вернёмся к общественной инициативе. Многие думают, что она ничего не решает. А вы как считаете, может ли инициатива стать двигателем общественного развития?

- Расскажу о нашем недавнем примере. На встрече избиратели пожаловались, что диспансерный больной с установленным диагнозом может попасть к профильному специалисту только через терапевта. И мы договорились, что найдём механизм, как это решить. С одной женщиной я прошла всю процедуру записи, посетила врачей, посмотрев своими глазами, как это происходит. Поговорила с докторами. В итоге мы предложили Департаменту здравоохранения другую модель записи больных, стоящих на диспансерном учёте. И в 166-й поликлинике она уже работает - люди идут напрямую к специалисту, минуя терапевта. Таким образом, мы в разы сократили количество времени, которое пациенты проводили в очередях, снизили нагрузку на терапевтов и на социальных работников, которые многих больных сопровождают к врачам. Скоро этот опыт должны распространить на все городские поликлиники.

На встречах люди много говорили о жилье для молодых семей. И ведь это действительно огромная проблема, от решения которой, в общем-то, зависит рост населения страны. Но я вспоминаю, как нам в молодости удалось её решить, не имея ни гроша, только на голой идее - я была автором проекта самого крупного молодёжного жилищного комплекса в Сабурово. Мы смогли договориться с городом - найти применение собственным силам. Днём занимались наукой, а после шли на овощные базы. Деньги, которые нам должны были заплатить там за работу, шли на строительство. Вот и сейчас мне безумно хочется предложить какой-то механизм, который заработал бы в нынешних условиях и решал жилищную проблему для современной молодёжи.

Понимаете, многие проблемы решить можно. Только нужно не уходить в политические дискуссии, а выходить на конструктивный диалог. Я пошла на выборы с «Единой Россией», потому что она действует именно так. По-моему, за последние три месяца она наглядно продемонстрировала желание слышать людей и решать их проблемы.