В детстве меня как чемпиона города наградили путёвкой в «Артек». Хотел бы, чтобы в этой сказке побывал и мой сын. Но, наверное, сейчас туда можно попасть только за деньги?
В. Иванов, Архангельск
Рассказывает Алексей Каспржак, Директор Международного детского центра «Артек».
— Сегодня в «Артек» более 95% детей попадают на конкурсной основе. У нас в каждой смене невероятное разнообразие социальных групп из всех регионов страны. Мы реализуем идею мечты, которую нужно заслужить, а не купить.
Юлия Тутина, «АиФ»: Заслужить? Чем?
— Любым личным достижением. Да хотя бы большим количеством лайков под роликом на YouTube, выложенным ребёнком. С начала 2017 г. в тестовом режиме начала работать система АИС «Путёвки», благодаря которой ребёнку больше не надо волноваться, заметят ли его успехи. Каждый может зарегистрироваться на сайте https://артек.дети и выложить фотокопии своих достижений, которые входят в его портфолио. Это могут быть дипломы, медали, рекомендательные письма. Всё, что угодно, всё, что является для ребёнка предметом его гордости.
Да, регион вправе не принять то или иное достижение, например, не засчитать победу в олимпиаде, которая проводилась на коммерческой основе. Но совсем не заметить ребёнка уже невозможно. Это обеспечивает прозрачность процедуры получения путёвки. Пока ситуация достаточно пёстрая, разные регионы выбирают своих победителей не по общим критериям, но постепенно, надеюсь, возникнет стройная схема определения лучших.
— А почему выбирают регионы, а не сам «Артек»?
— Так записано в федеральном законе (№ 131-ФЗ). К тому же, на мой взгляд, как только директор лагеря начнёт определять достойных или недостойных детей, доверие к нашему бренду упадёт.
Учиться весело и интересно
— А кто оплачивает транспортные расходы?
— Это определяется также на уровне региона: где-то помогает бюджет области, где-то платят родители. Единственное, о чём мы договорились с «Аэрофлотом», — нашим детям предоставляется возможность купить билет по низкому тарифу, не переплачивая перекупщикам.
— Ваш лагерь круглогодичный, то есть дети ещё и в школу ходят, за партами сидят?
— В школу, которая реализует государственный образовательный стандарт и имеет лицензию и аккредитацию, ходят, но за партами почти не сидят. И нашим ученикам это нравится. У нас Пушкина необходимо прочитать потому, что с отрывком из него предстоит выступать на сцене перед многотысячной аудиторией. Литературой у нас занимаются в Музее Чехова, а историей — на раскопках вместе со специалистами из Института археологии РАН или прямо в столовой, оценивая исторические особенности кухонь разных народов. Биологию мы изучаем в парках «Артека», в Никитском ботаническом саду и заказнике «Аю-Даг».
Я по первому образованию преподаватель физики, но не стану обманывать детей, утверждая, что предмет пригодится каждому. Надо учить не физике, а физикой, согласуя её с химией, биологией и даже с историей.
Межпредметность, которую мы реализуем в «Артеке», — это самый современный подход в педагогике. Наш образовательный модуль преподают несколько человек одновременно: и учитель-предметник, и вожатый, и научный работник или, скажем, журналист.
И ещё важное для нашей школы отличие: постоянная демонстрация ребёнком собственных достижений. Школа и общество должны научиться хвалить ребёнка, потому что нам нужны люди, которые верят в себя и готовы будут менять мир к лучшему, а не ждать от других указаний и рецептов. Мы же их всё время ругаем — вот, мол, не доучились до уровня знаний учителя. Так перегонят ещё!
Дети как агенты влияния
— А где вы берёте таких волшебных преподавателей?
— Едут со всей страны. И с удовольствием. Мы вообще уделяем большое внимание корпоративной культуре. У нас каждый — от директора до официанта и дворника — знает, что главный человек в «Артеке» — ребёнок. Вот водитель, который встречает детей в аэропорту. Он должен каждому ребёнку улыбаться, обязан помочь девочке поднести чемодан, в автобусе должно быть чисто, нужна минеральная вода, а ещё таблетки от укачивания. Мелочи? Ну из них как раз складывается среда, самоощущение ребёнка внутри этой среды.
— Крым — исторически всероссийская здравница. А у вас есть специальная программа оздоровления детей?
— Программа очень простая. Её сформулировал Зиновий Соловьёв, который 92 года назад организовал лагерь «Артек». Он сказал примерно следующее: «Здесь дети должны заниматься тем, что им интересно, а природа Крыма их будет оздоравливать». Начало марта, а у нас уже воздух нагрелся до плюс 15, цветёт миндаль и абсолютный штиль. Эдакая южнобережная сказка с кипарисами. Мне кажется, что ключом к оздоровлению ребёнка, к созданию в нём ощущения безопасности, к воспитанию в целом является его постоянная занятость, вовлечённость в интересный процесс. Дети, да и взрослые, кстати, болеют в основном от безделья. Занятость — это лучшая прививка, лучший способ оздоровления.
У наших детей нет возможности скучать даже секунды. Они ходят в походы, ездят на экскурсии, занимаются в кружках, у них всё время меняется картинка. Постоянные спортивные нагрузки: ребята бегают, играют, плавают — летом в море, сейчас — в бассейне с морской водой. Они готовят спектакли и концерты, постигают новое во всех его проявлениях. А происходит это в Крыму — в месте, где приятно побыть 21 день вне зависимости от того, пичкаем мы их образованием или нет.
— Детям потом трудно возвращаться в реальную жизнь?
— Они там наши агенты. Если ребёнок, возможно, единственный в своей школе побывал в «Артеке», то заданный им вопрос: «Слушайте, а почему у нас в туалетах так грязно?» — не останется незамеченным. Ведь у него особый авторитет.
За 2 года к нам приехали 50-60 тысяч, в 2017-м примем 40 тысяч. Иными словами, за 10 лет число побывавших у нас будет таким, что в каждой школьной параллели страны будет один артековец. И каждый из них станет проводником артековской философии активного действия.