Девчонки в сторонке. Гимназия упростила условия поступления для мальчиков

Фото: Любимов Андрей / Агентство «Москва»

Родители будущих первоклассников пермской гимназии № 4 были удивлены списками с результатами вступительных экзаменов. После таблицы с оценками они увидели сноску:

   
   

«Определить величину проходных баллов следующим образом: для мальчиков — 65,7, для девочек — 69,1».

В муниципальную гимназию мальчикам оказалось поступить проще, чем девочкам. Фото: АиФ/ Ульяна Трескова

Документ подписан директором гимназии Татьяной Дьяковой. «Каждый год так. У нас гендерный принцип обучения: и мальчики, и девочки, у нас нет только девчачьих классов, — сказала Дьякова порталу 59.RU. — Дело в том, что, как правило, девочки более прилежные, они показывают по итогам обучения в субботней школе результаты выше, а у мальчишек в основном нет этого прилежания, поэтому у них баллы ниже. Но зато потом они становятся лидерами. Вы же знаете, что у нас... Кто управляет страной? Как правило, мальчишки бывшие».

Родители поступающих в гимназию девочек с такой позицией не согласны. Ситуация возмутила не только их.

«То, что произошло в гимназии, недопустимо с точки зрения гендерного равенства, которое у нас провозглашено в конституции. А ещё просто несправедливо по отношению к девочкам, которые набрали больше баллов, чем те мальчики, которые прошли по заниженному проходному, — считает ученица 11-го класса Алиса Кузнецова, активистка пермского фем-движения. — У меня вообще вызывает вопросы прием в первый класс по результатам тестирования. Это включает детей в какую-то гонку уже с первого класса, заставляет их чувствовать себя хуже (или, наоборот, лучше) других в зависимости от тестовых баллов. А если говорить о гендерном вопросе, то я даже не представляю, как можно объяснить детям такую политику гимназии. Дети живут в мире, где взрослые люди могут понизить или повысить им проходной балл в зависимости от пола».

Алиса Кузнецова. Фото: Из личного архива

Кстати, именно в этом муниципальном образовательном учреждении в начале учебного года от занятий отстранили двух десятиклассниц. Девушки пришли на урок с окрашенными волосами, а это, по словам администрации школы, противоречило правилам внутреннего распорядка гимназии. 

В результате прокуратура возбудила в отношении гимназии и её директора дела об административном правонарушении за нарушение или незаконное ограничение права на образование. Кроме того, ведомство вынесло протест отдельным пунктам «Требований к внешнему виду и одежде обучающихся МАОУ «Гимназия № 4 им. братьев Каменских».

   
   

Эта гимназия считается элитной. По результатам 2016-17 учебного года по данным Единого портала пермского образования она занимает 3 место в городском рейтинге. В разное время в стенах гимназии учились дети известных деятелей региона: чиновников, режиссеров, бизнесменов.

Индивидуальный отбор в 1 класс невозможен

Детский омбудсмен Пермского края Светлана Денисова взяла на контроль ситуацию, сложившуюся с гендерной дискриминацией при приеме детей в гимназию № 4. Она обращает внимание, что ни в федеральном, ни в краевом законодательстве не предусмотрены никакие гендерные критерии отбора.

Светлана Денисова. Фото: Из личного архива

Светлана Денисова поясняет, что прием детей в образовательные учреждения проводится на основании закона «Об образовании», который предусматривает равные условия для всех поступающих. При этом отбор — экзамен или другое вступительное испытание — возможен только для получения общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения. То есть, только в специализированные школы, гимназии, лицеи, а также техникумы, колледжи. Кроме того, она обращает внимание, что отбор в образовательные учреждения региона проводится только для тех обучающихся, кто уже закончил начальную школу, то есть начиная с 5 класса. Это правило закреплено постановлением правительства Пермского края.

Закреплено оно и в федеральном законе «Об образовании». Никаких экзаменов и проверок уровня знаний дошкольников проводить нельзя. По закону, в первый класс должен быть зачислен любой ребенок, которому на момент приема в школу исполнилось 6,5 лет.

В Департаменте образования Перми считают, что отбор для первоклассников допустим: «В гимназии организован прием в первые классы как по закреплённой территории, так и на свободные места. Учреждение обязано принять всех детей, проживающих на закреплённой территории, а на свободные места правила приёма устанавливаются локальным актом гимназии. В данной гимназии локальным актом закреплено психолого-педагогическое наблюдение детей. На основании этого определяется рекомендуемый список к зачислению», — пояснили в Департаменте.

Также ведомство приводят слова директора городского психологического центра Ольги Ткачёвой:

«В гимназических учреждениях девочек действительно больше, вместе с тем совместное обучение в одном классе мальчиков и девочек имеет свою ценность в создании психологического климата, в формировании социальных связей и в воспитательном процессе».

Психолог Людмила Кочкаева убеждена, что смешанные классы, где учатся мальчики и девочки — это правильно. А отбор на основе вступительных испытаний может привести к тому, что появятся женские классы.

Людмила Кочкаева. Фото: Из личного архива

«Мальчики рядом с девочками должны учиться быть мужчинами, — считает психолог. — Но многое зависит от учителя и от семьи, из которой пришёл ребёнок. Думаю, что мальчики в школе учатся хуже, чем девочки, потому что учителя в основном женщины. Диалог с мужчиной у мальчиков будет выстроен лучше, а женщин они уважают меньше. Кроме того, в школах нет уроков этики, где мальчики бы научились общаться. Женщины более старательны. Мужчины менее эмоциональны, более продуктивны. У них „первым делом самолёты, ну а девушки потом“. Было бы хорошо сделать образование для мальчиков и девочек профилированным».

Она предлагает вариант с отчислением, как в вузе:

«Набирать можно всех. А потом посмотреть, ребёнок хотел там учиться или хотели родители? Готов ли ребёнок к школе? Может, нужно набрать класс больше, а потом отсеять по результатам».

Неравенство допустимо?

Первый зампред комитета по образованию и науке Госдумы Геннадий Онищенко уверен, что ничего плохого в разных проходных баллах для мальчиков и девочек нет. Об этом он сказал в эфире «Национальной службы новостей»:

«В гимназии учли сложившуюся ситуацию. Это логично, если речь идёт о пубертатном возрасте. С наступлением периода взросления девочки начинают резко опережать мальчиков. Хотя затем такая возрастная особенность выравнивается к 10 — 11 классу. Девочки действительно более прилежны в учёбе и дисциплинированы», — сказал Геннадий Онищенко.

Алиса Клоц, гендерная исследовательница, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге отмечает, что подобное разделение при приеме в школу, конечно, недопустимо — это дискриминация по признаку пола.

Алиса Клоц. Фото: Из личного архива

«К сожалению, это всего лишь официальное признание практики, в той или иной форме существующей в разных учебных заведениях, на разных уровнях. Если вы почитаете комментарии к новости в соцсетях, то увидите множество примеров, когда мальчикам ставили завышенные оценки именно исходя из логики, что мальчики развиваются медленнее девочек, они не такие ответственные, но пользы от них в конечном итоге для общества больше — надо поддержать мальчиков, ведь это же будущие президенты. Действительно, женщины в целом менее успешны профессионально, несмотря на то, что девочки в целом учатся лучше. Но вместо того, чтобы смотреть на этот феномен как на некую биологическую данность, нужно попытаться понять, что именно не дает девочкам реализоваться. Исследования показывают, что девочки более успешно овладевают навыками, но менее уверенны в себе, чем мальчики. Клинический психолог Лиза Дамур, которая специализируется на работе с подростками, считает, что проблема в том, что в школе девочек поощряют за старательность, а от мальчиков требуют сделать хоть что-то. В результате, девочки заканчивают школу с установкой, что надо делать максимум и даже больше, а мальчики — что нужно экономить усилия и делать только то, что требуется. В итоге стратегия мальчиков оказывается более успешной в реальном мире. Так что учителям (и родителям), вместо того чтобы давать дополнительные поблажки мальчикам, нужно научить девочек экономить усилия, давая им понять, что для успеха не нужно быть идеальной.

Ситуация с гендерным разделением при приёме в образовательные учреждения возникла не в этом году.

Пермячка Ольга Аполонцева столкнулась с дискриминацией в 1999 году, когда поступала в другую пермскую гимназию № 7. Её не приняли лишь потому, что она — девочка. Поступила Ольга в это образовательное учреждение только со второй попытки.

Ольга Аполонцева. Фото: Из личного архива

«Там проблема была в учителе начальных классов. Это была женщина старой закалки, с которой считался даже директор, — вспоминает Ольга. — Она сказала, что не хочет класс девочек, ей нужен был мальчик. На способности никто в итоге и не смотрел. Отучилась 4 класса в СОШ, в пятый пробовала снова и, о чудо, взяли. В 5 классе был отбор, мы писали тест. Все гимназии благоволят тем, кто может помочь отремонтировать крыльцо или класс, а не тем, кто просто будут хорошо учиться. Гимназия в итоге стала мне вторым домом, а эти взрослые разборки благодаря маме никак меня не коснулись».