На фоне развития информационных технологий постепенно происходит цифровизация школьного образования. Одним из нововведений ближайшего десятилетия может стать цифровое портфолио школьников, где будут фиксироваться различные достижения учащихся начиная с четвертого класса, рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
В интервью «Российской газете» глава ведомства отметил, что сейчас все находятся «на пороге того, чтобы в течение 5-10 лет уже начать объективно оценивать не только знание того или иного школьного предмета, но и другие достижения: креативность, творческие, спортивные способности ребенка и так далее». По словам чиновника, в такое портфолио будут заноситься не двойки или примечания о поведении учащегося, а положительные достижения и внеучебная деятельность. Все это будет переводиться в баллы и учитываться при поступлении в вуз.
Станет ли цифровое портфолио заменой ЕГЭ?
Несмотря на ряд критикуемых недостатков системы ЕГЭ, полностью оказаться от единого экзамена не выйдет. В разных регионах дети учатся в различных условиях, «накопить» достижения в своем портфолио ученикам в небольших городках будет сложнее, чем тем, кто учится в мегаполисах. Поэтому по задумке цифровое портфолио должно стать дополнением, позволяющим оценить то, что не дает оценить ЕГЭ.
Кроме этого, внедрение такой цифровой «биографии» будет мотивировать учащихся еще со средней школы участвовать в тех или иных активностях: олимпиадах, волонтерских программах, общественных проектах и др. С точки зрения оценки успеваемости наличие подобного портфолио позволит избегать ситуаций, когда школьник в течение всех лет плохо учится, а потом «неожиданно» сдает ЕГЭ на 100 баллов. В цифровом «багаже» такого ученика никаких других достижений не будет.
В чем заключается сложность внедрения цифрового портфолио школьников?
Сложнее всего при такой системе определить, сколько дополнительных баллов при поступлении дадут школьнику его зафиксированные в портфолио достижения. В разных регионах те или иные конкурсы и проекты отличаются, и создать единую систему оценки участия в них проблематично.
«Мы рассматриваем такой механизм верификации. На первом этапе, например, договориться с ведомствами: вы определяете перечень культурных, спортивных, волонтерских, образовательных центров, которые входят в общефедеральный перечень и которые заслуживают доверия», — рассказал Анзор Музаев. По его словам, при таком механизме учитываться будет только участие в мероприятиях через эти организации.
Кроме этого, примерно к 2030 году планируется открыть внешкольные центры оценки качества образования. Там учащиеся смогут писать различные контрольные, в том числе годовые, которые будут отражаться в портфолио. Оценки за эти работы будут релевантны для всех регионов.