Чему-нибудь и как-нибудь. Почему так плохо знаем естественные науки?

Занятия по химии в «Московской электронной школе». © / АГН Москва

На этой неделе должны быть опубликованы списки абитуриентов, которые прошли на бюджет в вузы по результатам ЕГЭ. Накануне появились слухи, что в ведущие университеты страны на некоторые специальности неожиданно возник недобор.

   
   

Многие из выпускников этого года предварительно подали свои документы, но испугались заоблачных цифр конкурсов и в итоге в последние дни перед зачислением предпочли заведения попроще. Топовым университетам пришлось снижать проходной балл и брать того, кто остался в надежде на чудо. Получится ли у вчерашних школьных хорошистов, а где-то и троечников выучиться на талантливых конструкторов, грамотных врачей?

Когда-то мы смеялись над шутками Задорнова о том, какие американцы тупые. И не заметили, как у самих выросли поколения, не знающие, что вокруг чего вращается: Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца. Как такое может быть в стране, которая ещё несколько десятилетий назад считала себя самой читающей, гордилась своим образованием и наукой?

Если судить по результатам ЕГЭ, особенно тревожно обстоят дела с предметами естественно-научного цикла. То есть с тем, что человеку ближе всего: биология, химия, география... Сравните: средний балл сдававших ЕГЭ по английскому в этом году был 73,3. А по биологии — 50,2, по химии — 54,3, по географии — 54,6. Почему так? Слишком усложнён экзамен или у нас швах с обучением по этим дисциплинам?

Коллаж АиФ

Что рождает хемофобов

«Химия — объективно сложный предмет. Это признано даже СанПиНом. Чтобы понимать химию, у ребёнка должно быть хорошо развито абстрактное, образное мышление. Он должен быстро считать, понимать физику. Здесь нельзя зазубрить, нужно мыслить, — говорит главный редактор журнала “Химия в школе”, председатель Общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии, к. п. н. Людмила Левина. — Но, несомненно, важны хорошие педагоги. Те, у кого были сильные учителя, как правило, разбираются в химии хотя бы на бытовом уровне. Но долгие годы из-за непрестижности профессии в педвузы поступали не самые лучшие выпускники школ, особенно в крупных городах. Теперь эти люди сами учат детей в классах. И чего мы от них хотим? Вот отсюда и растут ноги у окружающей нас хемофобии, например».

Хемофобия — иррациональная боязнь любых химических соединений. Люди, страдающие ей, нередко попадают впросак. То «ради сбережения природы» они отказываются от натуральной кожи и переходят на «эко», хотя производство кожзаменителей наносит гораздо больший вред планете. То чураются антиперспирантов, потому что там потенциально канцерогенные соли алюминия, и переходят на «природный безопасный дезодорант-кристалл» — по сути, те же соли алюминия.

«Я в таких случаях говорю: химия вредна тем, кто её не знает, — продолжает Левина. — Можно насмерть отравиться, решив почистить сантехнику, например. Или стать жертвой маркетинга, бегая от «Ешек» на этикетках и переплачивая за товары «без страшной химии».

   
   

Зато три физры в неделю

В пандемию хемофобы несколько поутихли — переквалифицировались, похоже, в специалистов по вакцинам и иммунитету. Самые жаркие баталии диванных экспертов последние года полтора разворачивались именно на антиковидных фронтах. Вирусы, работа органов и систем — в школьном курсе за это отвечает биология. Её сдавали хуже всего. До сих пор в соцсетях на странице Рособрнадзора сыплются жалобы родителей и учителей на то, что КИМы (задания ЕГЭ) выходили далеко за пределы школьной программы. Составители отражают нападки, мол, школьные программы разные бывают. Кто-то учится в общеобразовательных классах, а кто-то — по биологическому профилю. И вообще, хочешь учиться в серьёзном вузе — будь добр, подготовься углублённо.

Как бы то ни было, но сами учителя признаются: да, дело не только в усложнённости экзамена. Часы по предмету урезали так, что по разделам приходится проноситься галопом. Поняли дети, не поняли, записываем следующую тему. Странно ждать появления новых Мичуриных, если в пятом классе, когда начинается знакомство с наукой, физкультуры три урока в неделю, английского тоже три, а биология одна.

Посмотрите вокруг

«Если говорить об общей грамотности населения, то знания по биологии у нас не очень высокие, — подтверждает биолог Павел Глазков, автор блога “Каждой твари по паре”. — Но ведь такая ситуация сложилась уже очень давно, десятилетия назад».

Павел из увлечённых энтузиастов: бороздит леса под родным Петербургом, наблюдает за растениями, животными, рассказывает об увиденном в соцсетях, проводит уроки в школах по приглашению родительских комитетов и учителей. Его видеосюжеты смотрят сотни тысяч человек. Так что интерес к биологии у народа есть. А вот основы, фундамента не хватает.

«Ученики не знают элементарного, даже строения тела человека. Я уверен, что нам нужно кардинально менять подход к преподаванию естественно-научных предметов в школе. Зачем мы сразу сыплем на пятиклассников “строение клетки растения”, “строение клетки животного”? Бу-бу-бу, в лучшем случае с картинками из потрепённого учебника. Современных детей этим не заинтересуешь, — говорит биолог. — Начинать знакомство с наукой нужно с прикладных знаний: что за деревья у нас растут, что за птицы прилетают к кормушке. Что делать, если встретишь в лесу медведя? Чьи следы на снегу? То, что можно пощупать своими руками, увидеть своими глазами. Находить интересные, парадоксальные факты о живой природе и, начиная с неё, уже дальше нанизывать остальное».

Глазков подчёркивает: дело не только и не столько в баллах ЕГЭ: «Знания о природе родного края — это кирпичики, которые пробуждают в нас чувство любви к стране. Это очень серьёзно! Необходимы в школе уроки с выходом во двор: “Посмотрите, дети, эта трава называется так-то, вот так она цветёт, а вот на этом экземпляре мы видим уже сформировавшиеся семена”... Школьники узнают, что такое наше уникальное русское разнотравье, где присутствует более 200 различных растений. И как варварски его уничтожают, скашивая под ноль всю траву в городах. А когда такой ребёнок вырастет и станет директором управляющей компании, он разве разрешит доводить лужки и газоны до проплешин?! Между тем знаний о том, что нас окружает, вообще не дают в школе. И вот после того, как ребёнок пощупает природу своими руками, посмотрит на стрекоз на пруду, а не в учебнике, увидит захватывающий фильм о птице, гнездящейся в соседнем сквере, — вот тогда и можно рассказывать о строении крыла, что такое перья. Впрочем, заинтересовавшийся ребёнок накопает эту информацию сам, не дожидаясь урока».

Научный детектив от Павла Глазкова

Гнездо личинки насекомого, пенницы слюнявой. Фото: Commons.wikimedia.org

Кто «плюнул» на траву и как это связано с эликсиром молодости?

Многие из нас видели летом на траве белые пенистые комочки, как будто кто-то наплевал на растения. Что это?

(Ответ на этой странице внизу)

Ответы на вопросы

На самом же деле пенный комочек — это гнездо личинки насекомого, пенницы слюнявой. Раз в год, осенью, самка пенницы откладывает яйца на стебли растений, у основания листьев. Весной из яиц появляются личинки. Они начинают кормиться соком растения и выделяют жидкость, сильно сдобренную муцинами — веществами, придающими ей клейкость и тягучесть. Через крохотные отверстия по бокам брюшка — дыхальца — личинка вдувает в эту слизь порции воздуха. Любопытный факт: в настоящее время муцин используется в косметологии как средство для омоложения кожи! Так что слюна пенницы может претендовать на звание «эликсира вечной молодости».

(Из поста Павла Глазкова в группе «Каждой твари по паре»)

* * *

1 — зеленушка, 2 — чиж, 3 — голавль, 4 — язь, 5 — тимофеевка, 6 — ежа сборная.