В этом учебном году началось преподавание истории в 10-11 классах по обновленному учебнику. Сразу же после появления на него обрушился шквал критики со стороны так называемой либеральной оппозиции. Причем озвучиваемые обвинения не только несостоятельны, но и зачастую основаны на самых настоящих фейках.
Эксперты-историки же, проанализировав этот учебник, высоко его оценили.
Этот учебник — большое достижение
Учитель истории, победитель конкурса «Учитель Года-2018, история России и Всеобщая история» Григорий Назаров подчеркивает преимущества нового учебника.
Первое — это системность изложения материала, т. е. в учебнике изложены все периоды, все темы как отечественной истории, так и зарубежной, большая часть посвящена культурному развитию.
«Это большое достижение, потому что предыдущие учебники все-таки страдали прямо отсутствием информации по каким-то важным периодам истории 20-го века. Это большое преимущество, и мы можем быть уверены, что ребята, которые с 1 сентября уже начали с этим учебником работать, составляют цельную картину мировых событий 20-го века», — считает он.
Историк выделяет и второй ключевой приоритетный подход в разработке — это методическая проработанность.
«Я как учитель точно могу вам это сказать. После того, как он уже вышел, мы анализировали, смотрели, каким образом его встраивать в образовательный процесс. Он завершенный с методической точки зрения. Учителю не нужно тратить время на то, чтоб подбирать дополнительные исторические источники, исследования, задавать вопросы к картам или к изображениям, картинам, фотографиям. не надо формировать вопросы в конце параграфа. Это все есть в учебнике. Например, ребенок, прочитав первый пункт параграфа № 1, уже видит вопрос, не в конце параграфа, а по итогам прочтения первого пункта, таким образом, он уже актуализирует то, что он только что прочитал, узнал. Или тоже очень яркий пример, когда параграф сопровожден исторической картой, где отражен ход тех или иных событий, и к этой карте тоже составлены вопросы. Они, кстати говоря, жестко связаны в теми вопросами, которые ребятам встретятся на экзамене. В этом смысле, это тоже большой прорыв. Именно такого качественного методического оформления, сопровождения учебника просто не было», — считает специалист.
Также Назаров отмечает и третье большое преимущество, подход — это взаимосвязь событий отечественной и мировой истории. Историк подчеркивает, что каждый параграф начинается с короткой синхронной таблицы, в которой в левой части приведены ключевые события отечественной истории, например, реконструкция советской экономики в 30-е годы пятилетки. А в правой части приведены события из стран Европы, Азии, Африки, Америки.
«Соответственно, ребенок понимает, например, что когда в Советском союзе начинается первая пятилетка, в Европе и в мире бушует экономический кризис. И казалось бы, это нам, взрослым людям вполне понятно,но дети, которые сначала изучают, например, всеобщую историю от начала до конца, а потом также от начала до конца начинают изучать историю России, у них эта картинка просто перемешивается, и получается полная каша. Эти три ключевых подхода , во-первых, качественны, и во-вторых, как мы полагаем, приведут к хорошим результатам в изучении предмета», — прокомментировал специалист учебник.
В основе — принцип историзма
Высоко оценил учебник и доцент исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Юрий Борисёнок.
Он подчеркивает, что в учебниках от 50 до 70% содержания составляет материал, который был ранее представлен в трех линейках действовавших ранее учебниках.
«Все это не на пустом месте создается. В данном случае процесс создания единых учебников по истории — не с чистого листа. В основу положен принцип историзма. Т. е. историческая реальность как она представляется ведущим историкам страны, среди которых помощник президента, доктор исторических наук Владимир Мединский, академики Российской академии наук», — считает Борисёнок.
Эксперт отмечает, что собственником учебника становится Российская Федерация, а не издательство, как раньше. Учебники излагают государственную точку зрения на ключевые проблемы, т. е. в данном случае речь идет о событиях начиная от 1914 года до нашей современности.
«Ничего плохого в том, что государство в лице ведущих историков России рассказывает свою точку зрения по ключевым проблемам истории, это и Первая мировая война, и революционные процессы 1917 и последующих годов, это и Великая Отечественная война. это и советский период, постсоветские процессы, ничего в этом отрицательного нет. Поскольку отрицательными скорее была та ситуация, которая сложилась в последние 30 лет, когда разнообразие учебников вело к каше в голове у учителей, учеников, их родителей. В различных учебных книгах изложение часто хромало, пропускались существенные вещи. Сейчас все старшие школьники, а со следующего учебного года и учащиеся 5-9 классов получат единый учебник по истории. Эти тексты будут совершенствоваться, дополняться в последующих изданиях, потому что не либеральная общественность будет оценивать качество учебников, а те к кому эти учебники придут. Это учителя истории, сами школьники, их родители», — комментирует историк новый учебник.