Быстрее, выше, умнее. Сезон школьных олимпиад стартовал

Олимпиады - способ найти новый круг общения. © / Валерий Христофоров / АиФ

Недаром же в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Москве традиционно участвуют до 50% ребят. Причём не только старшеклассники - с неменьшим энтузиазмом пытаются решать олимпиадные задания и ученики средней школы. И хорошие педагоги поощряют желание принять участие в соревнованиях не только у отличников. Зачастую дух состязания заставляет даже отпетых хулиганов втянуться в освоение предмета.

   
   

Приходи туда учиться

Безусловно, особенно интересно принимать участие в олимпиадах выпускникам - ведь это шанс поступить в институт без экзамена. Но начинать тренироваться следует заранее. Если Всероссийская олимпиада предлагает задания, начиная с 5-го класса, то существует ряд состязаний даже для младше­классников. Перечислим самые известные из них. Например, уже открыта регистрация на олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы». Её участникам предлагается посетить ряд московских музеев и исторических парков, получить там вопросы, а затем суметь найти ответы. Участвовать можно с друзьями или семьёй. Чем больше музеев осмотришь, чем тщательнее ответишь, тем больше шансов выиграть. С 1 октября детей ждут в парках и усадьбах, с 1 ноября - в музеях. 

Также идёт регистрация на математический конкурс «Осенний Олимп 2016», в котором смогут принять участие и первоклассники. Сперва детям предстоит поискать ответы на каверзные логические задачи в заочном туре. Лучших пригласят на очный в ноябре. Любителей русского языка 15 ноября ждёт «Русский медвежонок». Формально в нём можно участовать только со 2-го класса, но многие первоклассники тоже с удовольствем отвечают на вопросы и даже побеждают. Как и «Медвежонок», конкурс ­«Кенгуру» дети пишут прямо в школе.

Не стесняться

В общем, соревнований множество. И профессионалы советуют принимать участие в максимальном количестве из них. Вдруг вам кажется, что ребёнок - однозначно гуманитарий, а начнёт решать логические задачи - и выяснится: - щёлкает их как орехи. Не ограничивайте фантазии и желания своего чада. Предложите ему сходить хотя бы по разу на каждый конкурс. Очень часто наиболее интересные подсказывают сами учителя. А в ряде школ даже проводятся занятия по подготовке к олимпиадам. Обязательно стоит отправить на них ребёнка. Поверьте, умение мыслить логично поможет вне зависимости от того, будет ребёнок успешен в конкретном конкурсе или нет.

ГРАФИК ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В МОСКВЕ

Предмет

Дата

английский язык

15-23 сентября

астрономия

18-24 октября

биология

21-27 сентября

география

13-19 октября 

информатика

24-29 октября 

испанский язык

27 сентября -
3 октября 

история

14-20 октября

итальянский язык

18-24 октября

китайский язык

24-29 октября 

литература

20-26 сентября

математика

10-16 октября 

МХК

11-17 октября 

немецкий язык

12-18 сентября

ОБЖ

27 сентября -
3 октября 

обществознание

13-19 сентября

право

26 сентября -
2 октября

русский язык

17-23 октября

технология

20-26 октября

физика

23-29 сентября

физическая культура

12-18 октября

французский язык

22-28 сентября

химия

19-25 октября 

экология

14-22 сентября

экономика

21-27 октября

Цели и возможности

Как найти себя

Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства

Всероссийскую олимпиаду школьников ни в коем случае не следует рассматривать как лазейку для поступления в вуз. А такое мнение, увы, имеется в обществе. Я бы даже сказал, что это самый тяжёлый способ поступления. Потому что льготы при поступлении, которые предоставляет закон «Об образовании», в отношении Всероссийской олимпиады школьников действительно очень серьёзные. Это поступление без экзаменов в любой вуз по своему выбору по соответствующей специальности. То есть если олимпиада была математической, то в любой вуз, где профильный предмет - математика. Вот только предоставляется она единицам. Ведь льготы положены только за заключительный этап олимпиады. То есть ты должен сперва успешно выступить на школьном этапе, потом - на муниципальном, затем - на региональном и плюс на заключительном. Итого нужно пройти 4 этапа. И если в первом - школьном - в Москве участвуют сотни тысяч ребят, то есть почти половина столичных школьников, то на заключительном этапе их уже всего несколько сотен. Скажем, в прошлом году в Москве было 699 призёров. И хотя это практически треть от всероссийского показателя, согласитесь, цифра всё равно достаточно маленькая.

   
   

Главная же цель олимпиады иная. Первый этап, который сейчас как раз начался, - самый доступный. Он проходит в каждой школе по всем предметам и даёт возможность детям найти себя. Это лучшее средство профессиональной ориентации. Убеждён, что каждый ребёнок талантлив, важно лишь найти свою область. И олимпиада - это возможность посмотреть на предмет с другой стороны. Может быть, ученик не любит химию потому, что не нашёл взаимопонимания со школьным учителем, но, увидев яркую, интересную задачу, в корне изменит своё отношение. Очень многие современные учёные благодарят олимпиаду именно за то, что она позволила им выбрать свой путь, полностью изменить свою жизнь. Ну а увлекшись, уже стоит бороться за победу. В этом году мэр Москвы Сергей Собянин лично вручил гранты за победу на международных олимпиадах: 1 000 000 рублей за «золото» и 500 000 - за «серебро». Эти деньги позволят студентам-первокурсникам учить выбранный предмет, не волнуясь, на что жить в период обучения.

Зачем участвовать?

Учимся соревноваться 

Наталья Рябкова, директор школы № 2030

Участие в олимпиадах сегодня даёт гораздо больше преимуществ, чем, скажем, 20 лет назад. Если раньше главным мотивом к стимулированию детей в участии была «честь школы», то на сегодняшний день победа в олимпиаде даёт преференции самому ребёнку. В 11-м классе это верный путь для поступления в самые престижные вузы страны. Важно ещё и то, что благодаря олимпиадам дети учатся направлять в правильное русло дух соперничества, так свойст­венный природе людей.

Во Всероссийской олимпиаде есть задания и для 5-класс­ников, а некоторые и вовсе проводятся для начальной школы. Что это даёт? 

Прежде всего такие состязания - способ самореализации, самовыражения. Если ребёнок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, то его надо обязательно поддер­живать в этом стремлении. Во время олимпиады он сможет почувствовать себя частью интеллектуального общества, познакомится с заинтересованными в обучении сверстниками из других школ, проверит свои силы. 

Участие в олимпиаде помогает школьнику обрести уверенность в себе. Даже если при этом он не стал призёром. Такие состязания делают ученика более инициативным и ответст­венным. 

И конечно, олимпиаду можно рассматривать как форму обучения, ведь, готовясь к тому или иному её этапу, дети глубже познают предмет изучения. 

Мы всегда приветствуем участие в любых конкурсах. Считаем, что каждый должен попробовать свои силы хотя бы на школьном этапе. Это никак не связано с оценками, ведь порой отличная успеваемость не является синонимом успешности в такого рода соревнованиях. Олимпиада выявляет умение детей нестандартно мыслить. 

Регулярное участие в интеллектуальных состязаниях позволит научиться соревноваться, так школьник подойдёт к 11-му классу с чётким пониманием олимпиадных требований, умением быстро сосредоточиться и найти верный нестандартный ответ.