Министр образования Дмитрий Ливанов, в последние дни вынужденный оправдываться за фактический провал кампании ЕГЭ -2013, получил своеобразный подарок от главы правительства Дмитрия Медведева.
Научное слияние
На очередном заседании Правительства РФ, прошедшем 27 июня, Медведев неожиданно объявил о внесении в Госдуму законопроекта о реформировании государственных академий в России.
О том, что данный законопроект будет внесён в повестку дня заседания правительства, заранее не было известно. Говоря о причинах решения о реформе, премьер-министр пояснил, что нынешняя система организации академической науки «не в полной мере соответствует задачам развития страны».
Интересно, что, согласно стенограмме заседания правительства, вопрос реформирования РАН в выступлении главы Минобразования Дмитрия Ливанова фактически не прозвучал. Он лишь оказался в довольно туманной форме внесён в список девяти основных задач министерства на ближайшее время.
Зато после заседания на специальном брифинге для журналистов Ливанов рассказал о сути задуманной реформы.
Согласно этим планам, Российская академия наук будет объединена с Российской академией сельскохозяйственных наук и Россйиской академией медицинских наук в некую «суперакадемию». Что касается Российской академии художеств, Российской академии архитектуры и строительных наук, а также Российской академии образования, то их ждёт понижение в статусе — отныне их учредителями будут числиться профильные министерства, а не правительство России.
«Большую» Академию наук ждёт трёхлетний мораторий на принятие новых членов, упразднение статуса членов-корреспондентов и ещё несколько нововведений.
Освобождение учёных от имущества
Но главное из них — это фактическое лишение РАН возможности управления своим имуществом. Эти функции будут переданы специально создаваемому агентству при правительстве России.
Как сказал во вступительном слове на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, науке пойдёт на пользу, если учёных освободить от функций управления имуществом и коммунальным хозяйством.
Большинство наблюдателей обратили внимание, что эти слова крайне созвучны тому, что говорилось относительно реформирования Министерства обороны при Анатолии Сердюкове.
Вряд ли стоит напоминать, что освобождение армии от хозяйственных функций и недвижимого имущества завершилось скандальной отставкой министра и громким «делом „Оборонсервиса“».
Объявленный проект академической реформы практически соответствует планам, предлагавшимся около четырёх лет назад Дмитрием Ливановым в сотрудничестве с ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым (ныне покинувшим Россию по политическим мотивам) и профессором Университета Ратгерс (США) Константином Севериновым в статье «Шесть мифов об Академии наук», опубликованной в журнале «Эксперт».
Фактически в статье предлагался демонтаж существующей в России системы академической науки и перестройка её по западным образцам. Немаловажное место в планах реформаторов занимало «эффективное» управление имуществом РАН, средства от которого предлагалось использовать в качестве повышения пенсионных пособий академикам преклонного возраста.
Планы Ливанова тогда были подвергнуты резкой критике со стороны научного сообщества и были на некоторое время отложены в сторону.
Учёные против «философа»
Вновь Дмитрий Ливанов озвучил их, уже будучи в кресле министра образования и науки РФ. Напористость министра привела к обострению старого конфликта чиновника с учёными. Чиновник на заседании расширенной коллегии Минобрнауки в марте 2013 года пожаловался на практически полное отсутствие в президиуме Академии реальных учёных и заговорил о необходимости создания «организации учёных дееспособного возраста». В интервью «Эху Москвы» Ливанов назвал «форму организации науки», существующую в РАН, нежизнеспособной и бесперспективной. Академики сочли высказывания министра недопустимыми и добились от него извинений, однако конфликт продолжился, пусть и в более мягкой форме.
Атака Ливанова на РАН настолько возмутила лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алфёрова, что он покинул пост главы общественного совета при Минобрнауки.
Алфёров, в свою очередь, в конце марта в программе «Вести недели» в образной форме дал довольно уничижительную оценку способностям Ливанова. Научно-технический процесс, по словам Нобелевского лауреата, происходит так: сначала физик открывает явление, затем физик-теоретик его описывает, затем инженер создаёт прибор. «Потом приходит философ, который не знает ни физики, ни математики, ни инженерного дела, но обо всём любит поговорить», — заключил Алфёров, уточнив, что именно таким «философом» и является Ливанов.
Российская академия наук до последнего времени находилась в жёсткой оппозиции Министерству образования и науки РФ. Выбранный совсем недавно президентом РАН академик Владимир Фортов, подтверждая необходимость изменений в российской науке, также идей «реформы по Ливанову» не разделял.
Фактор внезапности
В итоге начало крайне непопулярной реформы прошло в духе бессмертной сказки Леонида Филатова о Федоте-стрельце — «Действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря».
О том, что проект реформы академий вносится для утверждения в Госдуму, не было известно не только журналистам, но и самим членам РАН.
Спешно собравшийся президиум РАН поручил главе академии Владимиру Фортову «провести консультации с руководством страны по законопроекту о реформе системы государственных академий наук», фактически не выработав чёткого отношения к озвученным предложениям.
Один из самых яростных критиков Дмитрия Ливанова Жорес Алфёров в этот момент и вовсе оказался в заграничной командировке. То есть всё прошло скорее по сценарию придворной интриги, нежели научной дискуссии.
Зато министр Ливанов в отсутствие оппонентов на брифинге перед журналистами разливался соловьём: чиновник напирал на то, что количество академиков в пенсионном возрасте достигает 40 процентов, и называл это «катастрофой», сулил академикам постреформенные блага в виде ежемесячных пожизненных выплат в размере от 100 000 рублей и выше.
Вряд ли, однако, этими посулами он убедил кого-то из академиков пересмотреть свою позицию. По всей видимости, чиновник на это и не рассчитывал, полагаясь более на административный блицкриг — законопроект об академической реформе собираются утвердить в Госдуме ещё до окончания весенней сессии.
Кто кого?
Журналисты задали-таки главе Минобразования неудобный вопрос, касавшийся возобновлённого уголовного дела о хищении бюджетных средств в Московском институте стали и сплавов (МИСиС). Ливанов сделал удивлённое лицо, заявив, что не знает, о чём речь, и сказал, что в бытность его работы в МИСиС никаких дел не возбуждалось. Однако депутат Госдумы Владимир Бурматов настаивает, что в полученном им ответе из МВД говорится о том, что возобновлённое расследование касается периода, когда ректором МИСиС был именно Ливанов. Впрочем, фигурантом данного дела чиновник пока не проходит.
Дмитрий Ливанов, безусловно, стал одним из самых непопулярных чиновников России. Сомнительные критерии при мониторинге государственных вузов на предмет определения их эффективности, череда скандалов, связанных с темой «липовых» диссертаций, фактически провал кампаний ЕГЭ 2013 года (несмотря на попытки чиновников представить её успешной), острый конфликт с научным сообществом России.
В таких условиях глава Минобрнауки собирается начинать реформу Академии наук по схеме, до боли напоминающей схему реформы Министерства обороны.
По всей видимости, кого-то «академическая реформа» всё-таки «похоронит»: либо министра Ливанова, либо российскую науку.