В аифовскую рубрику «Счастье - это...» на днях пришло такое письмо: «Вот все ругают ЕГЭ, а наша семья счастлива, что такая система у нас появилась! Мы живём в Кировской обл., дочка училась в сельской школе - и разве могли мы ещё лет 10 назад рассчитывать на учёбу в московском вузе, где взятки за поступление зашкаливают за миллион рублей? А год назад Аня блестяще сдала ЕГЭ и смогла ВЫБИРАТЬ себе столичный вуз!»
Казалось бы: одна из задач ЕГЭ решена - провинциальным абитуриентам предоставлены равные со столичными мажорами условия для поступления в престижные вузы. Но…
«ПрАшЮ прЫнЪят на учЙОбу»
...Но только ежегодно в Москве повторяется история со стобалльниками - ЕГЭшниками из республик Кавказа - это когда «блестящий» студент первого курса пишет заявление о приёме: «ПрАшЮ прЫнЪят мИнЬЙА на уЧЙОбу».
...Но 60% первокурсников МГУ (на математическом факультете!) в прошлом году не смогли написать контрольную по результатам ЕГЭ.
...Но ректоры и деканы столичных вузов бьют тревогу: места в них регулярно заполоняют не «юные Ломоносовы», а дети ловкачей, задёшево купивших у прикормленных учителей стобалльные ЕГЭ, в результате чего подлинно сильные абитуриенты в вузы попасть не могут.
Вот представьте: напрягается-напрягается ваш ребёнок на подготовке ЕГЭ, выцарапывает кровавые баллы, отправляет, гордый, свои оценки в престижный вуз - а там, пардон, впереди него длиннющая очередь из стобалльников! Откуда берутся блестящие результаты по ЕГЭ в провинции и что это сулит нашему высшему образованию? «АиФ» попытался в этом разобраться в разгар экзаменационных баталий.
Александр Демахин: ЕГЭ не должен быть единственным экзаменом
Слабый? В село!
Чиновники любят рапортовать о том, что с введением ЕГЭ коррупция в вузах значительно снизилась. Увы, она просто переместилась... в школы. По оценкам экспертов, опрошенных Public.Ru, коррупция в школах в эпоху ЕГЭ выросла в 20-25 раз (!). Оттого, что губернаторы и главы районов теперь соревнуются в успешности по результатам ЕГЭ, сдачу школьных экзаменов прямо-таки накрыла волна нарушений, они происходят ежегодно. В Туве в 2012 г. осудили и директора Института оценки качества образования, которая организовала «упрощённую сдачу тестов» для ВИП-ученицы одной из школ. В Татарстане, в райцентре Апастово, в 2011 г. показательно «накрыли» сто школьников, которые списывали ответы с помощью учителей. В Воронежской обл. в Новохопёрском районе в 2010 г. ФСБ задержала группу чиновников и учителей, занимавшихся продажей решений ЕГЭ, организатором была куратор по проведению ЕГЭ в районе. Действовали через курьера, которому педагог-смотрящий на экзамене передавал листки с заданиями, а тот относил их учителям. В городе Батайске Ростовской обл. в 2009 г. одну из школ во время экзамена по математике проверили сотрудники УБЭП, сверив пропуска на вход и копии паспортов учащихся. Результаты ошеломили: трое из «экзаменуемых» оказались учителями, пятеро - родственниками выпускников!
«Можем уесть!»
Найти провинциального учителя, который бы рассказал о механизме «поточного производства» стобалльников, было трудно. Инна Михайловна из Липецкой области (имя изменено) скрывает фамилию по понятным причинам, но не скрывает удовлетворения от введения ЕГЭ:
- Наконец-то мы можем уесть москвичей! Раньше ведь даже нашим золотым медалистам невозможно было пробиться в престижные вузы - ну откуда сельскому механизатору с зарплатой в 15 тыс. руб. накопить на взятку в 30 тыс. долл.? А сейчас - пожалуйста! Я вот уже 3 года помогаю своим выпускникам набрать максимальное количество баллов по ЕГЭ, кому за деньги (всего-то 10-15 тыс. руб.), а кому и просто так, чтобы ребята поступили. За месяц-два до ЕГЭ ко мне начинают заходить «неравнодушные родители», заносить деньги - доход за обеспечение высоких баллов ЕГЭ «за сезон» у меня составляет около 100 тыс. руб. Но я помогаю ребятам не столько за мзду, сколько за идею. Ну, во-первых, от школы требуют результатов. А во-вторых, когда ещё мои ученики смогут получить путёвку в Москву?
(Кстати, Рособрнадзор по итогам своей проверки в этом году в Липецкой области зафиксировал немало нарушений в пунктах проведения ЕГЭ. Там заведены административные дела на официальных лиц, допустивших присутствие посторонних лиц и пронос мобильных телефонов.)
Тянем-натянем
Впрочем, несмотря на десятки примеров «ЕГЭ-коррупции», совершенно не хочется скопом обвинять всех без исключения провинциальных учителей и учеников. Они этого не заслуживают! Учителя работают без продыху за 10 тыс. руб. в месяц, ученики ежедневно ходят по 10 км через лес в школу - к знаниям, которыми потом поражают учёных на международных олимпиадах. «У нас каждый день проводятся допзанятия, любой учитель готов помочь ребятам бесплатно, в деревне к ученикам больше внимания», - рассказала «АиФ» выпускница школы пос. Майский в Адыгее. «В некоторых адыгейских сельских школах у нас не больше десятка одиннадцатиклассников, вот у педагогов и есть возможность «штучного» образования, дело не в натягивании ЕГЭ», - считает учитель Инна Хвостикова.
Высокие результаты ЕГЭ в Липецкой обл., по мнению местного Центра мониторинга и оценки качества образования, обусловлены соответствующим уровнем педагогов: в последние годы как раз сельские преподаватели школ именно отсюда становятся неизменными финалистами всероссийского конкурса «Учитель года России». «Вот только бы с губернаторов надо снять «показатель успешности по ЕГЭ», - считает Евгений Ямбург, директор московского центра образования № 109. - Главы регионов, местные управления образования и директора школ хотят выглядеть максимально хорошо, что порождает фальсификации при сдаче ЕГЭ». В результате слабые студенты занимают места в сильных вузах, что приводит к вопиющему падению качества образования в России». Причём страдают не только «столичные штучки», не попавшие в вузы, но и сами региональные «счастливчики» - стобалльники, которых пачками отчисляют с первых курсов московских вузов. Когда верстался номер, в новостях передали: более 80 школьников лишили аттестатов за нарушение правил ЕГЭ-2013. А разве не честнее наказать взрослых, которые эти правила так извратили?
Острое мнение
«Что говорить про региональное «натягивание» ЕГЭ, если раньше, когда котировались золотые и серебряные медали, в Москве выпускников-медалистов было 2,5-3%, а в Адыгее - 70%! - рассказали нам в деканате престижного московского вуза. - Мы защищаемся от дутых провинциальных стобалльников как можем, но эта борьба малоэффективна. На нескольких факультетах нам разрешили ввести дополнительные творческие экзамены, ещё на некоторых - профильные. Но всё равно нам приходится на первом курсе будущим финансистам-высокобалльникам читать курс элементарной школьной математики, а стобалльников-лингвистов отправлять в группы начинающих изучать язык. Это же абсурд какой-то получается!»