Семейные активисты намерены учить детей на дому

В Германии открылась первая виртуальная школа. Теперь дети могут получать знания, не выходя из дома. В России, по разным оценкам, от 50 до 100 тыс. детей обучаются в семье. Родители считают, что такое образование даёт ребёнку гораздо больше, чем школьное. Так ли это? Рассказывает Павел Парфентьев, председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи», автор книг по семейному образованию.    
   

Научить учиться

«АиФ»: - Павел, родители могут сами выбирать, отдавать ребёнка в школу или обучать на дому?

П.П.: - Закон указывает, что все родители имеют право дать своим детям общее образование школьного уровня в семье. Но не все школы знают закон и готовы его исполнять.

«АиФ»: - Кто контролирует уровень знаний «домашнего» ученика?

П.П.: - После окончания школы у многих выпускников уровень образования крайне низкий. Стало быть, этот контроль не помог хорошо научить их. Со­временные исследования семейного образования в США показывают, что оно даёт более высокие академические результаты, чем в школе. На практике в России дети, обучающиеся в семье, сдают ежегодные промежуточные аттестации в школе, хотя по федеральному закону обязательны только итоговые аттестации после 9-го и 11-го классов.

«АиФ»: - Но как могут преподавать обычные родители?

   
   

П.П.: - Практика показывает, что могут. В США этот факт тоже подтверждён исследованиями - там уже около 3-4% детей школьного возраста учатся дома. И по результатам итоговых тестов они на 20-30% опережают сверстников-школьников. «Домашние» дети более гибки и активны, не испытывают проблем при малейшем выходе за границы шаблонов.

«АиФ»: - Не все родители могут заниматься обучением ребёнка дома - многие целый день на работе...

П.П.: - Основная задача при обучении в семье - научить ребёнка учиться, работать с информацией. Когда процесс уже идёт, это отнимает не больше времени, чем обычная помощь с выполнением домашних заданий. Силы и время требуются «на старте». Но освоение учебных программ в первые годы редко отнимает больше 3-5 часов в неделю - такое время может найти и работающий родитель. В начальной школе программы нередко слишком растянуты.

Раньше - лучше?

«АиФ»: - Сейчас чуть ли не с двух лет детей учат языкам. Как вы относитесь к раннему образованию?

П.П.: - Не стоит гнаться за ранними достижениями ради них самих. Кстати, все замечательные достижения раннего развития обычно сглаживаются к пятому-шестому классам. Об этом писал ещё корифей отечественной психологии развития Выготский.

«АиФ»: - Подходит ли нам западная система образования, когда ученики сами выбирают несколько предметов и делают упор на них?

П.П.: - В классической программе школы по некоторым предметам изучается слишком много мелких деталей и мало межпредметных связей, дающих цельное видение мира. Но лишних знаний не бывает. Другое дело, когда старшеклассники выбирают предметы сами. Они часто не имеют достаточной зрелости для таких решений. Читал об одном исследовании, где опрашивались студенты старших курсов вузов. Больше половины из них отвечали, что следовало больше прислушиваться к советам родителей при выборе места учёбы. Очень показательно.

Смотрите также: