Александр Попов: Все наше образование держится на старых и усталых женщинах

«Если можешь давать урок без учебника - ты учитель». Фото Александра Фирсова

Купить педагога

А.П.: - С учителями беда, потому что советский учитель уходит. Этому советскому учителю за 60. Это замечательные учителя, но это старые усталые женщины. На них сейчас всё образование держится.

   
   

А заменить некем. У меня есть идея. Такого точно нигде нет. Буду создавать банк данных по учителям: кто в декрете, кто на пенсии, кто трудится в других сферах, но может преподавать. Буду собирать информацию, когда они свободны. И буду продавать директорам школ учителей любого предмета на то время, когда им удобно. Ведь уже на тысячи детей не хватает учителей начальной школы. И этот кризис будет только расти: учителя стареют и умирают, профессия остаётся непрестижной, а зарплата молодого педагога ниже пенсии - 5 тыс. рублей.

«АиФ»: - И что делать, чтобы в школу пришёл учитель?

А.П.:- Видите ли… Нужен даже не просто учитель, а думающий, вдохновлённый учитель! Чтобы ребёнок увлёкся, надо, чтобы ему «вкусно» рассказывали. Вот в чём фокус! Ведь педагогика - это не наука, это как кулинария, почти то же самое. Это искусство из банального набора продуктов сделать чудо. Скучную тему дать аппетитно! В школе же учат банальным вещам, а подавать нужно так, чтобы дети в восторг приходили. Вот оно, несущее, уникальное качество учительское. У меня для молодых педагогов существует фирменное испытание. Я вывожу детей и учителя за пределы школы и предлагаю дать урок: ни учебников, ни конспектов - ничего, только преподаватель и дети. Вот если можешь давать уроки без учебников, ты учитель. А пересказывать учебник и заставлять учеников его пересказывать - это же скукотища.

«АиФ»: - Сколько среди ваших педагогов тех, кому не нужен учебник?

А.П.:- Да мало. У меня процентов 20. Это ещё хорошо, но я всё равно не удовлетворён. Меня сейчас интересует возможность покупать учителей.

   
   

«АиФ»: - В каком смысле?

А.П.:- В самом прямом. Каждый директор школы должен иметь финансовую возможность в­ыходить на рынок и покупать учителей. Университеты уст­раивали бы такие педагогические аукционы - выставляли бы своих выпускников на продажу, а директора приходили и вы­бирали. Вот я каждый год даю в МФТИ, МГУ, СПбГУ, В­ысшую школу экономики десятки выпускников - талантливых, классных ребят. Но эти вузы не платят за мою качественную работу. А вот если бы они мне платили, я бы на эти деньги п­окупал хороших педагогов - и у нас, и за рубежом. Не в пед­институтах! А в университетах, где учатся наукам. Для того чтобы это осуществить, школе нужна свобода, в том числе финансовая. Это одна из к­лючевых позиций, чтобы в образовании что-нибудь менялось.

Выборы министра

А.П.:- Моя главная идея (я озвучивал её Путину) - это выборы министра образования России. Я сказал: страна должна выбирать будущее! А в регионах выбирали бы своих министров. Если не испугаться и сделать это, Россия будет другой.

«АиФ»: - Ну не сможет никакой министр сделать учителям зарплату в 20 тысяч.

А.П.:- Дело не в зарплате. Начинать надо с каких-то системных шагов. Если сделать министром экономически грамотного парня, он увидит, насколько не нужны районные управления образования и городские вместе с ними. А зар­платы там огромные! За что? Управления упразднить - это же тысячи чиновников в регионах, - их зар­плата освободится, и можно будет прибавить учителям. И у учителей появится свобода для творчества и время - мы не будем завалены бумагами.

Мое последнее педагогическое потрясение… На одном популярном городском сайте есть «Болталка родителей». Я всегда с удовольствием читаю - там можно про любую школу что угодно узнать. И вот все обсуждают, где какой взнос, а мои родители обмениваются решениями задачек - советуются, кто как решил, и сверяют ответы. Обалдеть! И я такой гордый ходил несколько дней... В этом и есть смысл нашей работы.

Смотрите также: