Выгодно объединить слабые и сильные школы?

Фото: Алексея Витвицкого / АиФ

Эпидемия поглощений

Против выступают родители, потому что считают, что образовательные учреждения сливаются по территориальному признаку. Это приводит к тому, что вместе оказываются специализированные и обычные школы. Члены Общественного совета политических партий при Мосгордуме уверены, что поглощение неэффективных учебных заведений эффективными понижает в правах сильных учеников и ограничивает в первую очередь их доступ к полноценному образованию. Ведь приходится все педагогические ресурсы бросать на то, чтобы подтягивать слабых. Да и преподаватели в растерянности, поскольку слияния могут обернуться потерей работы. По данным профсоюза «Учитель», в Москве уже произошло порядка 130 случаев объединения школ. «Похоже на эпидемию», - считают эксперты. И кивают в сторону Департамента образования - мол, зачем разрешаете? О бюджете заботитесь?

   
   
                                                               
Интернет опрос
К чему приведёт слияние московских школ?

■ Уровень образования снизится - 36% (336 голосов)

■ К сокращению учителей - 30% (282 голоса)

■ Мне это безразлично - 26% (240 голосов)

■ Дети будут лучше учиться - 8% (72 голоса)

Всего голосов: 930

«Наши юридические права в вопросе объединения школ очень ограниченны, - объясняет Исаак КАЛИНА, глава Департамента образования Москвы. - У нас есть только одно право: объединение не разрешить. И этим правом мы активно пользуемся уже несколько лет. Что может помешать объединению? Отсутствие согласия коллективов учреждений образования, отсутствие согласия управляющих родительских советов и недовольство мам и пап. Сегодня школы и детские сады финансируются в зависимости от количества учеников по нормативу. Поэтому никакой экономии городская казна не получает - средства поступают в бюджет нового образовательного комплекса. Важно понимать ещё вот что: школа - это не здание, это дети. И каждый должен учиться в хорошем учреждении образования. А те директора и преподаватели, которые оказываются менее квалифицированными, менее эффективными, наверное, должны найти другое место работы. Пока конкуренции среди них у нас мало: было бы гораздо лучше для учеников, если бы на каждую директор­скую или учительскую вакансию оказывалось 30-40 кандидатов».

Кстати, по данным Людмилы ШИМКУС, советника управления развития организационных механизмов системы образования, из округов поступило 268 заявок на реорганизацию 710 школ и детских садов. И по 131 образовательному учреждению, действительно, документы уже подписаны.

Больше классов - больше профилей

Чем больше школа, тем больше в ней учеников и тем больше денег в её бюджете. Но как это может влиять на качество образования? «Зависимость прямая, - уверена Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования. - Только в большой школе с несколькими параллелями можно создать полноценную старшую профильную школу. В маленьких школах часто профильность сводится к тому, что в одном классе обучаются дети, умеющие решать задачи, - это физико-математический класс, а в другой попадают все остальные дети - и этот класс называют гуманитарным. Между тем специализаций может быть сколько угодно - биологическая, химическая, юридическая и другие».

Возможно, в старшей школе выбор профиля важнее всего, но в начальной школе самое главное - удалённость от дома. «Нас ставят перед фактом, не объясняя, как будет происходить слияние, как будут перераспределяться ученики, как они будут ходить в другое здание, которое находится за два перекрёстка», - жалуются родители. «Мы решили этот вопрос просто, - рассказывает Тамара РОМАНОВА, член управляющего совета школы № 1367, председатель совета родительской общественности ЮВАО. - Когда вместе с соседним учреждением № 488, которому едва хватило первоклашек на одну параллель (у нашей же школы их получилось четыре), захотели объединиться, оставили начальные классы и в одном здании, и в другом. А для старшеклассников перейти две дороги и пройти лишние 700 метров - уже не проблема».

 

   
   

 

Но не всегда в почте письма от мам и пап, дети которых учатся в учебных заведениях, переживающих в данный момент процесс слияния. «По просьбе родителей приостановлено решение об объединении школы № 1253, а по школе № 415 мы получили больше десяти возмущённых писем, хотя документов на реорганизацию у нас нет. И так обстоят дела ещё примерно с десятью учреждениями», - заверяет И. Калина. О чём это говорит? По мнению источника «АиФ» в Департаменте образования, директора школ, чувствующие, что руководят непопулярными образовательными центрами, в которые не хотят записывать маленьких москвичей, жалуются родным уже обучающихся ребят, вот те и строчат письма. Между тем 44,6% родителей первоклассников отведут своих малышей

1 сентября в школы по месту жительства, 45,6% - в расположенные в их округе, но не в пешей доступности. А ещё 9,8% будут возить своих детей хоть на другой конец Москвы, лишь бы школа была сильной и популярной. Но как это узнать? Ориентироваться стоит на рейтинг, который в прошлом году составили по итогам ЕГЭ и олимпиад (см. «АиФ» № 48 за 2011 г., «100 лучших школ Москвы»). По мнению экспертов, он в точности отражает предпочтения семей.