На прошлой неделе гендиректор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко выступил перед иностранными студентами Обнинского физико-энергетического института.
С атомной бомбой советские учёные были вторыми после американцев. Зато они первыми смогли смертоносную энергию поставить на мирную службу человечеству. В 1950 году в 100 км от Москвы (сейчас город Обнинск Калужской области) началось строительство первой атомной электростанции - АМ-1 (Атом мирный). «В том, что Обнинск сегодня становится мировым центром по подготовке специалистов для атомной энергетики, есть историческая справедливость, так и должно быть», - заявил Сергей Кириенко.
Появление в стенах российских «атомных» вузов иностранных студентов связано с бурной деятельностью «Росатома» на мировом рынке строительства атомных электростанций. Пакет заграничных заказов госкорпорации - 21 блок АЭС. Для стран, которым такие технологии в новинку, подготовка специалистов становится важной частью соглашений.
Влюбиться в физику
«Я до 7-го класса была убеждена, что буду лириком. Но в восьмом классе влюбилась в физику. Точнее, сначала в нашего учителя по физике, - звонко смеясь, рассказывает Айгерин. - Когда у нас что-то не получалось в учёбе, он мог убедить, что мы можем преодолеть любые трудности. А насчёт будущего говорил так: физик может стать, например, бизнесменом, а вот бизнесмен физиком - нет».
Двадцатилетняя Гёкчехан Тосун - из Турции. Гёкчехан в России только два месяца, лучше всего она пока говорит не по-русски, а по-английски. Её семья из столичной Анкары, отец - учитель, мать - чиновница в Министерстве здравоохранения. Гёкчехан с гордостью рассказывает, что со своими предпочтениями тоже определилась задолго до поступления в вуз: «Я была одной из лучших учениц школы по математике и физике».
После школы она пошла изучать в одном из турецких институтов компьютерную инженерию, но потом решила принять участие в конкурсе по «атомной» программе: «Моя страна решила развивать атомную энергетику, я хочу быть причастной к этому проекту и сделать для своей страны что-то важное».
Строительство атомной станции начнётся в турецком местечке Аккую в 2013 году. К тому времени, как станция будет построена, нынешние студенты, закончив обучение и практику на российских АЭС, уже будут готовыми специалистами.
Строительство первой АЭС в Социалистической Республике Вьетнам начнётся в 2014 году. «Я очень рад, что буду учиться таким технологиям. Это самые передовые технологии не только для Вьетнама, но и для всего мира», - говорит забавного вида очкарик Банг Фан Хай, который только в этом году приехал в Россию. Банг рассказывает о своей семье: его отец - врач, а мать - учитель.
Отец Юсефа Хусейна - простой рабочий из Палестины. Сам Юсеф родился в Ираке, сейчас его семья живёт в Иордании. Юсеф рассказывает, что перспектива найти хорошую работу может появиться и дома: Иордания оценивает возможности развития атомной энергетики. «Но мне очень нравится заниматься наукой, не исключено, что я останусь жить и работать в России».
Тем временем, попросив вывести на экраны аудитории картинки презентации, своё выступление глава «Росатома» начал с комплимента: «От людей, сидящих в этом зале, во многом зависит будущее мировой атомной энергетики. Да и вообще мировой энергетики». По словам Кириенко, атомные станции будут играть всё большую роль в мировом энергобалансе. Причём не только потому, что запасы газа, нефти и угля, на которых сегодня работает большая часть электростанций в мире, ограниченны.
Кстати, откажись мир от АЭС в пользу обычного топлива, выбросы в атмосферу парниковых газов сейчас увеличились бы на 25%. «Запасы угля, например, в Австралии огромны, - пояснил глава «Росатома». - Но если предположить, что к 30-му году, например, Китай сохранит те же темпы развития экономики и такую же долю угля в электроэнергетике, то потребность в перевозке угля превзойдёт пропускную способность всех железных дорог страны. Они будут возить только уголь и всё равно не смогут обеспечить потребности».
Кроме того, сжигая углеводородное сырьё, человечество скоро просто не сможет обеспечить свои нужды.
На дровах не прожить
Интересные цифры: из килограмма угля получается не больше 7 кВт/час электроэнергии. Газ в два раза более эффективен, килограмм «голубого топлива» даёт до 14 кВт/час. Но это, похоже, максимум, что может получить цивилизация от химического процесса окисления материалов с выделением избыточного тепла. Ну то есть горения. На современных атомных станциях, которые используют для получения тепла физический процесс деления ядер урана, килограмм топлива даёт уже 120 тыс. кВт/час энергии.
Следующее поколение АЭС - быстрые реакторы - будет давать уже 24 млн кВт/час электроэнергии на килограмм топлива. «Россия сегодня - лидер в создании быстрых реакторов», - не преминул заметить Сергей Кириенко. Следующий шаг в развитии ядерных технологий, по его словам, - термоядерный синтез и возможность получать 60 млн кВт/час электроэнергии с килограмма топлива. Попытка «оседлать» термоядерный синтез сейчас предпринимается в рамках международного проекта ИТЭР. Следующий уровень - кварк-мюонный. «Мы понимаем, что мощность энергий в ядре атома - не менее 3 млрд кВт/час на килограмм вещества. Но вряд ли нашему поколению эта энергия будет доступна, а вот вашему - уже может…» - заглянул глава «Росатома» в будущее. Рассказ об этом Сергей Кириенко логично свёл к тому, что специалисты в атомной сфере скоро будут очень востребованы и нужны уже в любой стране мира.
Тем не менее один из вопросов студентов касался пересмотра мировых «атомных» планов в связи с аварией на японской станции «Фукусима». Планы были пересмотрены, но незначительно.
«Некоторые страны решение строить новые атомные станции принимали уже после «Фукусимы», например Великобритания, - пояснил Сергей Кириенко. - Германия стала, пожалуй, единственной страной в мире, которая действительно отказалась от атомной энергетики. Я с уважением отношусь к решению народа Германии, но считаю, что это ошибка, которая, как подсчитали местные эксперты, обойдётся стране в 400 млрд евро». Закрываются заводы, люди остаются без работы, цена на электроэнергию в некоторых регионах выросла в два раза. Германия покупает электроэнергию во Франции и в Чехии, где она производится на... АЭС.
Кроме Германии об отказе заявила Италия, но у неё на момент отказа не было ни строящихся, ни действующих АЭС. Осторожные заявления, что решения насчёт строительства новых станций будут приняты когда-нибудь в будущем, сделали власти Швейцарии и Японии. Кстати, отвечая на вопрос студента из Вьетнама (контракт на строительство ещё одной станции там достался японцам), Сергей Кириенко дипломатично заметил, что решение было разумным, но остаётся вопрос: если вы - японцы - ничего не строите у себя, то что тогда предлагаете другим?
«Ты должен предлагать только то, что у тебя построено, что можно потрогать руками, убедиться, что надёжно и безопасно», - пояснил глава «Росатома». Станции, которые госкорпорация предлагает на экспорт, строятся сегодня и в России, например, через несколько дней произойдёт энергопуск 4-го блока Калининской АЭС.
Тем временем фундаментальное «атомное» образование, по словам Сергея Кириенко, становится базовым и для множества других специальностей в смежных и не менее важных, чем энергетика, областях: медицине, машиностроении, освоении космоса и др.
«Мы активно расширяем спектр образования, и к нам приезжает все больше иностранных студентов. И это правильно, - говорит Сергей Кириенко. - Продавать высокие технологии в виде «железа» гораздо лучше, чем продавать сырьё. Но высший уровень научно-технического развития - когда ты продаёшь чистые знания».
После лекции Сергей Кириенко вместе с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым заехал в обнинский Центр подготовки и повышения квалификации, где как раз занимаются иностранные студенты, и зашёл в общежитие. «Общага», впрочем, оказалась больше похожа на хорошую гостиницу. «Элитным» профессиям и элитное проживание.
Смотрите также:
- Дорога к Марсу. Российские ученые готовы к покорению Красной планеты →
- Александр Хромов: «Нужно возродить отечественную фармакопею» →
- Анна Чапман: «Вы мало обо мне знаете» →