Школа № 650 кажется самой обычной, что подчёркнуто типовым зданием. Но именно она оказалась на передовой линии борьбы за национальную терпимость: расположенное в районе Черкизово, где много лет разноголосо гудел огромный вещевой рынок, это учебное заведение в повседневной жизни столкнулось с проблемой «интернациональной коммуналки». В ней учатся дети 11 различных народов.
Учёба на площадках
Чтобы учащиеся, говорящие дома на разных языках, дружили и уважали культуру друг друга, они должны приучиться к этому как можно раньше. Вот почему в школе сложилась практика обзванивать семьи дошколят своего микрорайона, убеждая родителей непременно приводить малышей на подготовительные курсы. Они бесплатны и работают с ноября по апрель. На курсах детей, плохо говорящих по-русски, собирают в специальные группы. Чтение и русский язык, занятия музыкой и изобразительным искусством, иностранным языком и счётом - всё проводится по специальной программе, где русский язык изучается как иностранный.
«Малыши в возрасте 6-7 лет совершенно неагрессивны, - уверена Раиса Кульгина, директор школы. - Достаточно им немного привыкнуть друг к другу, и они обязательно сдруживаются. А поскольку иного языка общения, кроме русского, у них нет, учить его приходится не только формально, по программе уроков, но и в играх на детской площадке, на спортивных соревнованиях, на вечерах и экскурсиях».
Классы формируются так, чтобы иностранцы были равномерно распределены. Особенно неправильно соединять в одну параллель детей одного этноса - так им труднее адаптироваться. Секрет межнационального согласия, которое в 650-й школе считают своим педагогическим достижением, прежде всего в полноценном освоении русского. А когда все свободно и раскованно говорят на одном языке, не возникает опасного ощущения чужака.
Разумеется, если бы так обстояли дела во всех столичных учебных заведениях, власти не создавали бы специальные курсы и целые «школы русского языка». По экспертным оценкам, доля детей мигрантов в общеобразовательных школах Москвы за последние несколько лет резко выросла: до 40% младшеклассников с трудом объясняются на русском, а в некоторых районах столицы (преимущественно на юге и юго-востоке) процент ещё выше.
Однако основная проблема на данный момент, признаются в Департаменте образования столицы, - невозможность регулировать прибывающий поток детей мигрантов, ведь официальной статистики нет.
Медвежьи услуги
Для плохо говорящих по-русски ребят в настоящее время на базе 152 школ (примерно 10% от общего числа учебных заведений) открыты 243 языковые группы. Русский там изучают по 2 часа в неделю 3 тыс. учеников. Кроме того, существуют «школы русского языка», предлагающие годичные программы интенсивного обучения. Они работают в 13 общеобразовательных учебных заведениях, и сегодня там 418 учеников. Почему так мало, если проблема стоит так остро? «Мы готовы открывать больше, - считает Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы. - Для нас необходимы лишь заявки от родителей». А многие родители-мигранты не хотят возить детей в единственную школу в округе (только на юго-востоке их три, по две - в центре и на севере). Часто семья не знает, как долго задержится в российской столице, поэтому подготовку к жизни здесь не считает необходимой. Вот «школ русского языка» и не становится больше. А мигранты отдают отпрысков в ближайшее учебное заведение, даже не задумываясь о том, что оказывают ребятам (и своим, и чужим) медвежью услугу.
«Все дети имеют право на среднее образование, - говорил не раз Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. - В России в школах преподают на государственном языке - на русском. Поэтому очевидно, что ученики должны на нём говорить. В столичных учебных заведениях созданы условия, чтобы все желающие дети иностранцев могли дополнительно изучать русский язык. Но сейчас всё упирается в родителей, настаивающих на том, чтобы их ребята шли в обычные школы. Думаю, надо разработать механизм, например «входное» тестирование на знание русского, чтобы всем сразу было ясно, куда определять ребёнка: в обычную школу или для начала в «школу русского языка».
«Я в принципе против того, чтобы делить детей на «своих» и «чужих», - объяснял недавно Павел Астахов, уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ. - Но считаю необходимым создавать специализированные начальные школы для детей мигрантов. Потом они смогут переходить в обычные школы». В Европе, к примеру, существуют такие спецшколы. В Москве же планов их создавать до сих пор нет. Пока?
Читайте по теме: «России нельзя повторять печальный опыт Европы по интеграции мигрантов»