Деньги любят порядок
И.К.: - В Москве всегда были школы с высоким качеством образования и оттого востребованные. Но, к сожалению, существовали и такие, в которые родители не очень хотели отдавать детей - по разным причинам. Одна из них - недостаток финансирования, что влияло на качество работы педколлектива. Возникла ситуация, когда ряд школ финансировался по высокому нормативу - 120 тыс. руб. на ученика. Но большинство получали по 63 тыс. на человека.
Если на равные образовательные задачи городским школам дают абсолютно разный ресурс, то как от них требовать равного результата? Поэтому 22 марта 2011 г. было принято постановление правительства, установившее новый порядок финансирования городских школ. Он основан на принципе: каждый московский ребёнок имеет право получить от города равный ресурс на своё образование. На одного старшеклассника должно выделяться 120 тыс. руб. в год. Для других классов норматив варьируется пропорционально количеству учебных часов. Но даже первоклассники стали «стоить» 73 тыс. в год - больше, чем раньше старшеклассники.
«АиФ»: - На что школы могут тратить выделяемые средства?
И.К.: - Теперь средства выделяются не по расписанной смете расходов, а в форме субсидии единой суммой, которая зависит от количества учеников. И учебное учреждение имеет право самостоятельно распределять их: на закупку нового оборудования, на увеличение зарплаты и повышение квалификации коллектива. Новая схема финансирования предполагает и принципиально иной порядок оплаты труда учителей. Помимо фиксированного оклада вместо упраздняемых надбавок появятся стимулирующие выплаты. Их размер определяет сама школа исходя из личного вклада каждого педагога в достижение высоких результатов в образовании детей. Но есть главное условие: зарплата педагогов не должна стать меньше, чем до вхождения школы в проект.
«АиФ»: - Каковы первые результаты проекта?
И.К.: - Теперь видно, что каждый ученик дорог школе. Учителя стали больше стремиться повышать свою квалификацию. Нам удалось договориться с некоторыми вузами Москвы об открытии магистратур для школьных педагогов. Финансы - это только механизм, а цель - лучшее отношение школы к ребёнку и повышение качества его образования.
Хороших школ должно быть много
«АиФ»: - За полгода к пилотному проекту присоединилось большинство столичных школ. К чему такая спешность? И где гарантия, что директор распорядится школьными средствами грамотно?
И.К.: - Мы не меняем систему, а нормализуем. Поэтому в проект стремится попасть всё большее число школ. Сейчас в нём участвует 983 столичные школы - 60%. Что касается расходования средств, то здесь принимает решение не только директор, но и весь коллектив при участии профсоюза и общественного совета. Никакой абсолютной власти у директора не должно быть. Важно, что все школы начали создавать управляющие советы, в которые входят и родители учеников.
«АиФ»: - Финансирование изменится, но количество мест в престижных школах - вряд ли. Получается, взносы за поступление останутся?
И.К.: - Расширять ёмкость учебных учреждений можно. Не так давно, к примеру, знаменитая 57-я школа получила новое дополнительное здание. Есть идеи об объединении некоторых школ. Но у нас другая задача: чтобы престижных школ, в которые родители стремятся отдать своего ребёнка, в городе было не 30-50, а много. И к этому всё идёт. Что касается приёма, то в каждой школе могут быть свои условия для поступления. Но чего быть не должно, так это платы за «вход».
Смотрите также:
- Директорам школ разрешат самим распределять деньги и выбирать учебные программы →
- Новые школьные стандарты: нужна свобода выбора? →
- Какое образование нас ждёт? →