Почему в столице разное образование?

   
   

Корреспонденты «АиФ» провели один день в «самой плохой» школе, о которой все забыли после скандальных новостей, и один - в «самой лучшей», школе для одарённых детей «Интеллектуал». Чтобы попытаться разобраться: почему в столице ТАКОЙ РАЗНЫЙ уровень школьного образования?

«Нас отупили специально!»

«СМИ абсолютно неправильно истолковали суть проблем в нашей школе, - заявила «АиФ» Ирина МАЛЬЧЕВСКАЯ, новый директор школы № 874, - ничего страшного у нас не происходит. Да, нас объединяют с ещё одной школой - № 97, ну так это чтобы создать более сильную структуру». С журналистами здесь (район Очаково - Матвеевское) никто говорить не хочет, оно и понятно, учителя обижаются: «Одни гадости про нас пишут». Приходится действовать, как в фильме про агента 007: кто-то из корреспондентов прикидывается «взволнованным родителем», кто-то заводит специальную страницу «В контакте», где внедряется в группу «знаменитых» учеников.

Главное удивление внутри школы - количество детей после пятого урока в 13.15. Их практически нет, коридоры пустые и тихие. Чистенько, но бедненько: хороший ремонт определённо не помешал бы.

- Школа у нас, мягко говоря, не очень, - рассказывает ученик 10-го класса Вова, курящий прямо на пороге учебного заведения, - но я всё равно не ушёл бы. Учителя в принципе ничего. По русскому преподша хорошая, по географии тоже, а по истории вообще крутая!

- Интересно рассказывает? Можно ходить? - спрашиваем.

- Не, можно не ходить! - смеясь, отвечает он.

   
   

В социальной сети «В контакте» ученики 874-й школы откровеннее. «По телевизору про нас бред показывают, унижают, - написала нам восьмиклассница Катя. - Мы не одна такая школа, которая провалила аккредитацию, есть и хуже, но из нас сделали козлов отпущения, на всю Москву растрезвонили, что мы придурки. Просто 97-й школе не хватало территории, вот нас и отупили». Ни один из учеников не поливает школу грязью. Жалуются, что нет учителя химии в 7-м классе , что всё время менялись преподаватели - отсюда низкий уровень на аттестации, что к ЕГЭ «средне готовят», зато новый директор - «добрая, правильная тётка». Уходя из школы, напоследок спрашиваем симпатичную малышку из 2-го «Б», нравится ли ей здесь. «Нет, - мрачнеет девчонка. - Скучно. Все вокруг считают, что плохая школа. А по телевизору сказали - САМАЯ плохая».

Разберитесь со «старыми» стандартами!

Школа для одарённых детей «Интеллектуал» на Славянском бульваре выглядит полной противоположностью 874-й, впрочем, мы специально такую и искали. В столичных образовательных рейтингах - на лидирующих местах, побеждает во всех возможных и невозможных конкурсах. Школьники здесь не волнуются о результатах ЕГЭ - зачем тратить нервы, если в прошлом году из 32 выпускников «Интеллектуала» 17 поступили досрочно в МГУ по результатам олимпиад? Что поражает - будущие Перельманы-Вассерманы и Ломоносовы не выглядят ботанами болотного цвета: одеты творчески, неформально, у мальчишек часто стильные волосы до лопаток, в коридоре можно споткнуться о кроссовки - их хозяин сидит в комнате релаксации, думает. В холле - доска почёта (вернее, подсчёта), на которой весёлыми значками отмечаются достижения каждого ученика, - от побед в глазах завистливо рябит. Библиотека забита книгами и детьми. «Иногда приходится чуть ли не вручную утаскивать наших ребят на прогулку, - смеётся Марина Лилеева, замдиректора по учебно-воспитательной работе, - от книжек за уши не оттянешь». Как удалось такого добиться самой молодой школе в Москве, существующей с 2003 года?

«Всё зависит от коллектива, - говорит Юрий Тихорский, директор «Интеллектуала». -  Если в школу приходит ОДИН учитель с горящими глазами, то этот огонь скоро затухает. У нас все педагоги - штучные, умницы, одновременно ведущие серьёзную научную работу и защищающие диссертации. Они ещё и в экспедиции с детьми ездят! Подбирали их очень кропотливо, а помощь Департамента образования помогает сохранить. Наши педагоги никогда не ругаются с учениками - все проблемы в общении разруливает мощная психологическая служба школы, где не отмахиваются от детских вопросов. Крепкий педколлектив и чёткий учебный план - составляющие успешности любой школы». «А вы взялись бы подтянуть 874-ю или работаете только с отличниками, конкурс-то в вашу школу - 10 человек на место?» - задаём провокационный вопрос. «Да, - не раздумывая, отвечает Ю. Тихорский, - при внятной организации можно подтянуть учеников любого уровня. Дети не виноваты в низких результатах, просто временным учителям трудно дать им системные знания».

Это правильно. Один нюанс - кроме горящих учительских глаз нужны средства, чтобы педагогический ресурс в школе удержать. А если в школе месяцами нет учителя химии, а математик каждый месяц меняется, что можно требовать от детей? Вместо того чтобы тратиться на сочинение новых образовательных стандартов, хорошо бы разобраться со старыми. И создать условия, чтобы во всех московских школах была стабильная и качественная «учительская комплектация». Ну и ремонт...

P. S. Когда верстался номер, из столичного Департамента образования пришли хорошие новости: в школе № 874 оборудовали несколько дополнительных кабинетов информатики, заменили учителя химии и усилили учебный план по математике и русскому языку.

Как не ошибиться с выбором школы для первоклассника? Советы лучших директоров школ, психологов и учителей Москвы читайте в ближайших номерах.

Смотрите также: