224 научные школы. В стране открываются новые «Кванториумы»

roskvantorium.ru

C начала этого учебного года благодаря национальному проекту «Образование» детские технопарки «Кванториум» стали открываться на базе школ. Ранее технопарки открывались только в учреждениях дополнительного образования, теперь же ребята смогут обучаться перспективным инженерным направлениям не выходя из школьного кабинета.

   
   

Этот путь — единственно верный для организации образования. Именно таков вывод аналитического доклада, сделанного Всероссийским центром изучения общественного мнения совместно с АНО «Национальные приоритеты». Школьное и дополнительное образование должны строиться как единая система и эффективны только тогда, когда они реализуются совместно.

 

Считается, что большие возможности для научно-технического творчества открываются исключительно перед одаренными детьми, проживающими в мегаполисах, однако это не так. Важен успех каждого ребенка вне зависимости от его места жительства и социального статуса его семьи, поэтому по всей стране открывают центры дополнительного образования, где школьники могут бесплатно обучаться по перспективным и востребованным направлениям. Если ранее детские технопарки открывались только в учреждениях дополнительного образования, то теперь «Кванториумы» создаются на базе школ. Заниматься в них может бесплатно абсолютно любой школьник без вступительных испытаний. Всего до конца 2024 года будет создано более 1 млн 300 тыс. новых мест дополнительного образования детей. 

По всей стране открыто уже 135 детских технопарков «Кванториум». А к 2024 году их количество достигнет 359, в том числе 224 на базе школ. 

«Кванториумы» — площадки, где дети от 10 до 18 лет могут освоить перспективные инженерные направления: лазерные и нейротехнологии, искусственный интеллект, беспилотную авиацию, программирование и 3D-моделирование. А также они могут реализовать собственные проекты с использованием виртуальной и дополненной реальности, собрать и запрограммировать квадрокоптеры, роботов, прототипировать на 3D-принтерах и т. д.

Первый в Карелии школьный «Кванториум» открыли в Петрозаводске. Технопарк появился в городской школе № 2 в микрорайоне Кукковка. Он оснащён самым современным оборудованием, на котором ребята могут проверять на практике свои теоретические знания по физике, химии, биологии, информатике. Это 3D-принтеры, конструкторы для сборки автомобильных моделей на солнечной энергии, запчасти для занятий робототехникой и многое другое. «В любой школе должно быть тепло, уютно, и она должна быть насыщена возможностями для развития и обучения детей, — заявил на открытии министр образования и спорта Карелии Роман Голубев. — И я искренне рад, что сегодня мы открываем „Кванториум“, в ближайшие годы такие же технопарки будут появляться в других образовательных учреждениях республики. Это стало возможным благодаря нацпроекту „Образование“ и является логическим продолжением нашего так называемого большого „Кванториума“ „Сампо“». 

В Кемеровской области первый школьный детский технопарк «Кванториум» распахнул свои двери в гимназии № 6 города Междуреченска. На его создание было выделено более 21 млн рублей из федерального и областного бюджетов. В новом технопарке смогут обучаться около 2 тыс. междуреченских школьников. «Кванториум» стал первым технопарком нового школьного формата. С его помощью школьники будут на продвинутом уровне изучать физику, химию, биологию и технологию, а также развивать дополнительные навыки естественнонаучной и технической направленностей. Технопарк оснащен учебно-исследовательской лабораторией биосигналов и нейротехнологий, цифровыми лабораториями физики и химии, робототехническими наборами, 3D-принтерами, ноутбуками, микроскопами и др. В современном образовательном пространстве ребята будут заниматься проектной деятельностью, знакомиться с профессиями будущего, готовиться к конкурсам и олимпиадам. Кузбасская сеть «Кванториумов» включает уже пять технопарков: еще два стационарных открыты в Кемерове и Новокузнецке, два мобильных курсируют по отдаленным территориям севера и юга Кузбасса. Кроме того, до 2024 года планируется открытие еще пяти детских технопарков.

   
   

В Южно-Сахалинске на базе школы № 31 начал работу детский технопарк «Кванториум». Это уже четвертая площадка в областном центре. Технопарк оснащен высокотехнологичным оборудованием, в современных классах школьники смогут на практике постигать азы предметов естественнонаучного цикла, расширять знания в области физики, химии, биологии. В учреждении созданы все условия для научно-исследовательской деятельности, инженерно-технического творчества. Также начиная с младших классов дети будут заниматься по направлениям дополнительного образования. В частности, активно идет набор на робототехнику.

«Примечательно, что новый „Кванториум“ открылся в Ново-Александровске. Это позволит сделать современные направления дополнительного образования более доступными для жителей отдаленных районов, причем по программам дополнительного образования смогут заниматься ребята не только из нашей школы, но и учащиеся других школ», — отмечает директор школы №31 Татьяна Бережная

В технопарке представлены естественнонаучный профиль(физика, химия, биология), технологический профиль «Био», включающий учебно-исследовательскую лабораторию биосигналов, а также нанолаборатория, оснащенная современным высокотехнологическим оборудованием, позволяющим синтезировать, модифицировать и изучать материалы на микро- и наноуровнях. 

Для учащихся Александровского района Оренбургской области «промышленный дизайн», «3D-моделирование», «виртуальная и дополненная реальность» — уже довольно привычные понятия, с которыми они познакомились на дополнительных общеразвивающих занятиях в «Точке роста». А скоро ребята начнут заниматься еще и в мобильном технопарке «Кванториум». 11 октября мобильный «Кванториум» выехал в Александровский район. 

«В этом учебном году он будет выезжать четыре раза по одной учебной неделе. Кроме того, мы планируем организовать ряд практических экскурсий для учащихся школ района и педагогов. Это поможет раскрыть потенциал технически одаренных детей и развивать профориентацию в школах», — отметила специалист районного отдела образования Алла Матвийчук

Александровские педагоги уже ознакомились с работой «Кванториума» и его возможностями, став участниками воркшопа, организованного для педагогов территорий, куда в этом году будет выезжать мобильный «Кванториум». 

«Это очень полезный опыт, ведь представленные направления работы нашими учащимися очень востребованы. Нам эта сфера деятельности уже знакома, однако мы стараемся как можно глубже изучить возможности инновационных технологий и передать эти знания школьникам», — поделился участник воркшопа, руководитель «Точки роста» в Александровской школе имени В. Д. Рощепкина Максим Дранкин. 

Всего работой мобильного «Кванториума» в Александровском районе планируется охватить 170 учащихся. 

Справочно: 

Аналитический доклад, посвященный образованию в России, подготовлен совместно Всероссийским центром изучения общественного мнения и АНО «Национальные приоритеты», в нем приняли участие более 30 экспертов в сфере образования. Согласно докладу, школьное и дополнительное образование строятся в России как единая система, направленная на формирование гармоничной личности и получение широкого спектра компетенций.

Ключевые функции школьного образования: 

• ​обеспечивает учеников базовыми знаниями и навыками, необходимыми для жизни в современном мире;

• ​формирует ключевой навык «умение учиться». 

Дополнительное образование сегодня выполняет четыре ключевые функции: 

• ​помогает углубить знания и навыки школьника на уровне первой ступени профессионального образования;

• ​способствует развитию soft skills у школьника, формируя гармоничную разностороннюю личность;

•​ позволяет реализовать интерес ребенка в той или иной области и раскрыть его способности;

•​ позволяет апробировать новые образовательные модели, которые в дальнейшем могут быть применены в рамках школьного образования.

Роль национальных проектов в дополнительном (внеклассном) образовании:

Сегодня дополнительное образование, реализуемое в национальных проектах «Образование», «Демография» (федеральный проект «Спорт – норма жизни»), «Экология», «Культура», «Туризм», помогает ребенку развить разнообразный спектр профессиональных, социальных, интеллектуальных навыков и компетенций.