Государство содержит лишь половину ученика!

Олег Смолин, член-корреспондент Российской академии образования:

   
   

- Полностью согласен с тем, что образование должно быть совершенно бесплатным. Но одного желания отказаться от поборов с родителей мало. Сегодня образование финансируется ровно на половину от необходимого. По оценкам Всемирного банка, 40 лет назад в СССР расходы на эту важную сферу составляли 7% от ВВП, сейчас, по данным Общественной палаты, - лишь 3,5%. Да, в 2011 г. траты госбюджета по этой статье вырастут на 28%, но в 2012 и 2013 гг. - всего на 1%. Таким образом, за три года не удастся перекрыть даже инфляционный рост. Более того, существенную часть из, казалось бы, приличной госдобавки следующего года «съедят» естественные монополии с помощью роста тарифов. Учителям зарплату поднимут только с 1 июля 2011 г. и всего на 6,5%. Другая проблема в том, что школы финансируются из региональных и местных бюджетов. Образовательные расходы (зарплата педагогов, учебники) - на плечах регионов. Коммуналку, ремонт оплачивают муниципалитеты. И разница в финансировании в различных регионах доходит до 10 раз. Поэтому в одних школах у детей современная техника за бюджетные деньги, а в других родители скидываются даже на занавески. Этот перекос можно устранить, установив минимальные нормативы финансирования в расчёте на одного ребёнка на федеральном уровне. И если у региона не хватает денег, чтобы их выполнить, доплачивать ему из госказны. Однако в проекте закона об образовании, который обсуждается в Госдуме, этого нет. Кстати, в развитых странах мира никто не запрещает родителям финансово помогать школе. Но делается это не как у нас - вместо госфинансирования, а в дополнение к нему.

Растим взяточников!

Виктор Панин, зам. председателя Общества защиты прав потреби-телей образовательных услуг:

- Считаю, что все разговоры о нехватке финансирования - это лишь оправдание работников системы образования, погрязших в коррупции. Нет ничего проще, чем под песню о нищей бюджетной сфере тянуть деньги с родителей, не пытаясь решить проблему, например, ремонта школы каким-то другим способом. А какое отношение к нехватке финансирования имеет  сбор денег на подарки учителям?! А ведь на эти расходы начинают тянуть ещё с детского сада, причём на протяжении всего года: 1 сентября, День учителя, Новый год, 8 Марта и т. д. Читать далее >>