Елена Плотникова, «АиФ»: Малгоша, в России многие родители начинают обучать ребёнка иностранному языку, когда он толком на родном языке ещё говорить не может. Правильно ли это? С какого возраста предпочтительнее начинать изучать язык?
Малгоша Тетиурка: В современном мире от совсем маленьких детей ожидают слишком многого, и, конечно, все хотят, чтобы ребёнок начал быстро изучать английский язык. Я бы посоветовала родителям начинать знакомить малыша с иностранным языком только тогда, когда ему это действительно будет нравиться. Силком заставлять тут точно бесполезно. Лучший способ для родителей, которые сами говорят на английском, разделиться: папа пусть говорит с ребёнком на русском, а мама — на английском, или наоборот. Это можно делать даже до трёх лет ребенка.
Забудьте карточки!
— С чего нужно начинать непосредственно обучение?
— Всё, что бы ни делал ребёнок, нужно дублировать на английском языке. Так он будет самостоятельно постигать основы лексики. Специальные игры для изучения языка можно не покупать. Если он много смотрит телевизор, то лучше предлагать ему английскую версию фильма, но при этом у него не должно быть альтернативы. Тем более, мультфильмы построены так, что всё понятно из контекста. Если идёт речь о компьютере — игры на английском.
— В России сегодня популярны три методики изучения языка для детей: первая — карточки со словами, вторая — чтение, таблицы, аудио- и видеоряд, третья — чтение с подсказками. Какой подход, на ваш взгляд, лучше?
— Для детей дошкольного возраста эффективным будет устное обеспечение информации на английском языке, то есть не показывать сразу, как пишется слово, до того, пока ребёнок не поймёт, как оно произносится. Такая модель обучения не подходит школьникам — они ожидают, что слова сразу будут предоставлены им в письменной форме.
— Что выбрать родителям, когда ребёнок уже знает некоторую лексику: продолжить обучение самостоятельно, нанять репетитора или выбрать английскую школу?
— Порой дети не хотят, чтобы их обучали родители, у них возникает некий психологический барьер. Если такое произошло, то родителям всё равно не надо тут же бежать за репетитором. Обучение с учителем может наскучить ребёнку, он воспринимает это как навязанный урок. В идеале — отдать ребёнка в школу английского, где группа будет состоять из 6–8 детей одного возраста. Тогда они будут воспринимать обучение как игру, и уроки не будут им в тягость. Никогда взрослый учитель не заменит сверстника, с которым ребёнку априори легче общаться.
— Получается, что интерактивная часть обучения важнее, чем чтение и занятие с учебниками?
— Для детей, которые ещё не умеют читать, конечно, нужно использовать игры. Детям, которые умеют читать, лучше предлагать книги. Но нужно остерегаться тех книг, в которых идёт не изучение языка, а учения о языке. То есть, когда предоставляется сухая грамматика на простых примерах, ребёнок быстрее и качественнее познаёт язык.
— Как правильно поддерживать знания ребенка, чтобы за несколько дней он не забыл всё, что учил ранее?
— Детей очень часто сравнивают с губкой. Они быстро впитывают, но если их выжать, то есть перестать подпитывать знаниями, так же быстро забывают. Необходим ежедневный контакт с языком. Последние исследования доказали, что два – три раза в неделю занятий английским — неэффективно. Лучше заниматься по 20–30 минут в день. После школы желательно не дать ребёнку забыть, что он делал в классе. Для этого родители должны задавать правильные вопросы. Например: «Как называется этот цвет в английском?», «Как называется эта вещь?» и т. п. Ребёнок вовлечётся в процесс, и ему самому будет интересно учить родителя.
Диктанты больше не работают?
— А диктанты поддерживают знания языка? Как часто и в какой форме их нужно проводить?
— В последнее время лингвисты всё чаще говорят, что диктанты перестали давать должный эффект. Я категорически против этого. Если диктанты не превращаются в скучную рутину, то результат от них будет очевиден. Для ребёнка это должно быть, опять же, игрой. Например, родитель показывает на предметы, а ребёнок записывает их названия. Или родители помещают бумагу на стену, где будут либо отдельные слова и предложения, либо целый рассказ. Ребёнок должен подбежать, запомнить как можно больше слов, сесть на своё место и всё записать. Но это зависит от уровня знаний ребёнка. Не стоит забывать, что у детей могут возникнуть трудности именно в написании. Не потому, что они не любят диктанты, а потому, что они не любят писать. Раньше дети много рисовали, вырезали, лепили, то есть работали руками. И писать им было не так сложно. Сейчас они 24 часа в сутки проводят перед компьютерами и планшетами, и моторика из-за этого не развивается.
— Ваши коллеги уверены, что нет разницы, какой язык учить — британский английский, американский и т. д. Но всё-таки ребёнку с чего нужно начинать?
— Для маленьких детей актуально такое высказывание: «какой учитель есть — такой язык и учить». Правда, сегодня нет предпочтений в разновидности языка. Не факт, что ребёнок дальше будет разговаривать именно с представителем Великобритании или другой страны. Возможно, он будет разговаривать с человеком, для которого английский язык тоже будет вторым языком. Вот уже когда он определится, для чего конкретно ему нужен язык, то он примет и акцент, и сленг этой страны. Важно взаимодействие между людьми и понимание.
— Какие ошибки допускают родители и учителя при обучении?
— Любые ошибки можно исправить. Главное — знать лексику. Если, например, учитель не был силён в грамматике, то другой точно сможет легко это исправить. В английском нет такой ошибки, которая не подлежит исправлению. Единственное, что исправить нельзя, — нежелание ребёнка учиться. Поэтому главная задача учителя и родителя — приобщить ученика к языку.
— Как заинтересовать ребёнка, чтобы он не бросил обучение?
— У маленького ребёнка естественный интерес к изучению новых вещей. Я проводила исследование в польской школе, где английский был введён с первого класса. На вопрос: «Почему вы изучаете английский?», многие 8-летние дети ответили, что хотят получить хорошую работу, отправиться путешествовать. Очевидно, что эти ответы навязаны взрослыми, маленький ребёнок не думает о таких вещах. А вот в возрасте 10 лет начинает меняться мировоззрение, и уже тогда ребёнку нужно рассказать о других возможностях, которые ему может подарить язык. Например, один из детей ответил: «Я хочу стать футболистом, но заметил, что все интервью делаются на английском языке, поэтому я его учу». Как только у ребёнка будет достойная мотивация, он будет сам тянуться к знаниям.