«Чтоб птица-тройка полетела». Как должно измениться высшее образование в РФ

«На встрече с делегацией Сианьского университета из Китая». © /

Развитие высшего образования — важное условие развития страны. Ведь от этого зависит то, какие специалисты выйдут на рынок труда. Своими мыслями о проблемах и путях развития высшего образования в государстве-цивилизации Россия, роли в нем гуманитарной составляющей и месте частных вузов делится ректор «Университета мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского», профессор Олег Слоботчиков.

   
   

Вот уже в десятый раз как ректор вуза пытался в образовательном межсезонье представить возможные вызовы и тенденции в новом учебном году.

По этой причине для меня, как и для многих коллег, особый интерес представлял прошедший в июле съезд Российского Союза ректоров, который априори призван дать анализ текущих процессов, обозначить проблемы, возможные пути их решения и поставить перед профессиональным сообществом задачи на перспективу — как в общем плане для всей системы, так и в разрезе всех ее составляющих, естественно.

Приоритетом нынешнего съезда стало подведение промежуточных итогов апробации в шести ведущих вузах страны новой национальной модели высшего образования. В своем выступлении президент РСР, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что, обжегшись на попытках влиться в цивилизованное западное сообщество, вступив ради этого в болонский процесс, из которого нас исключили в 2022 году, мы взяли курс на возрождение всего того хорошего, что было в советской системе образования, возвращение к истокам, к забытым традициям. Одной фразой он ярко обрисовал метания нашего образования в последние десятилетия и его возвращение к цивилизационным истокам в системе координат российского государства-цивилизации. Они-то по праву и должны стать фундаментальными закладками в создаваемой конструкции, каркас которой сейчас проходит испытание практикой. Ожидание съезда подогревалось ощущением концептуальной и методологической сыроватости модели, поспешности в организации эксперимента, а потому и надеждами на определенные корректировки по ходу.

На основании доступных информационных материалов трудно в полной мере оценить содержательные параметры. Исходя из поставленной перед образованием первоочередной задачи — обеспечить научно-технологический суверенитет страны, разговор сосредоточенно велся вокруг естественнонаучных, инженерно-технологических дисциплин. Отсюда и небольшое количество участников апробации, которые представляют репрезентативную выборку только для данного направления. Многие другие актуальные вопросы обозначены, увы, в назывном порядке.

В стороне от столбовой дороги эксперимента и обсуждения их проблем остались частные вузы — почти треть от общего количества высших учебных заведений страны. За последнее десятилетие здесь произошли принципиальные качественные изменения. Ликвидация замаскированных под частные учебные заведения лавок, торгующих дипломами, дала свои результаты. Но и достойные, так сказать, усыновления частные вузы так и остались пасынками государства. При этом был прецедент с банками: после устранения отмывочных контор установлены четкие критерии, на основании которых проведена градация. В зависимости от рейтинга банки получили свои кредиты доверия, а их клиенты гарантии от государства в виде страхования вкладов. Создана эффективная банковская система.

   
   

Чтобы быть конкурентными, нам приходится затрачивать гораздо больше сил и средств, чем обласканным государственными щедротами госвузам. Но бывают ситуации, когда от нас ничего не зависит. Например, нам удалось наладить плодотворные отношения, включающие стабильные семестровые обмены студентами, с Сианьским университетом в Китае. Но дальнейшее углубление сотрудничества из-за китайского законодательства, как в стену, упирается в наш негосударственный статус.

Кстати сказать, созданные у нас факультеты международных отношений и геополитики, журналистики (в том числе с профилем международной), лингвопереводческих технологий — это хорошая учебно-методическая база для подготовки, в том числе, иностранных студентов. Имея к тому же социально-бытовые условия соответствующего уровня, в другой ситуации смотришь, и помогли бы нашему образованию справиться с очень непростой задачей — увеличить прием иностранцев до пятисот тысяч человек. Такие возможности есть не только в нашем вузе.

Возникают проблемы и с внедрением новаторских программ, выделением бюджетных мест на актуальные прорывные направления, не говоря уже о том, что к некоторым образовательным профилям доступ частнику вообще заказан.

Реальность такова, что подавляющее большинство частных вузов — гуманитарного профиля. И здесь проявляется еще одна проблема, которую подсветил съезд ректоров. Гуманитарная составляющая образования, ответственная за познания в области истории, философии, литературы, обществоведения, языка, культуры, а с ними — и за мировоззренческие закладки, была оттеснена на периферию повестки. Да и в целом рассматривается сегодня скорее как вспомогательная функция, а не равноправная часть образовательной конструкции.

Формула «образование есть обучение плюс воспитание», как и социальный характер и неизменность цивилизационной ориентированности, заложены в фундамент нашего вуза его основателем Владимиром Вольфовичем Жириновским. Он хотел видеть в выпускниках грамотных специалистов, владеющими цивилизационным методиками для использования в профессиональной деятельности, и сынов Отечества по убеждениям и готовности служить ему. Сегодня мы по праву гордимся нашими выпускниками. Среди них бывший губернатор, ныне министр спорта Михаил Дегтярев, сенатор Елена Афанасьева, депутаты Госдумы нескольких созывов Сергей Каргинов, Андрей Свинцов, Владимир Сысоев, многие работают в органах государственной власти разных уровней, участвуют в Специальной военной операции.

Надеюсь, послужит общему делу и наша новая инициатива: разрабатываем гуманитарную образовательную концепцию на основе русской цивилизационной традиции образования.

Привожу эти примеры не ради похвальбы. Уверен, что во многих вузах есть оригинальный опыт.

В связи с этим предположу: наверное, не стоило замахиваться сразу на такой масштаб образовательной модели, а ограничиться ее актуальным сегментом. В то же время фундаментально проработать национальную модель на основе цивилизационной парадигмы — без перекосов, с учетом всех составляющих элементов системы, уже накопленного вузовской практикой опыта, с экспериментальной адаптацией некоторых традиционных форм и методов к современным условиям.

Именно такой подход в исконно русской традиции, которая образно выражена в поговорке: русские медленно запрягают, да быстро едут. В изначальном смысле, медленно запрягают, потому что прежде тщательно подгоняют, проверяют упряжь, исправность повозки или кареты, подковывают, кормят, поят лошадей, правильно ставят относительно экипажа...

Сделаем все по уму, и наша птица тройка помчится во весь опор, обгоняя ветер и время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.