«Зеленые» проблемы экономики. Эксперт о перестройке энергетических рынков

Переход к «зеленой» энергетике связан с предполагаемой перестройкой энергорынков и снижением импорта углеродной продукции. Кроме того, сейчас ведутся работы по очистке земель, ликвидируются свалки, и выстаивается система переработки отходов.

   
   

На сегодняшний день «зеленая» повестка стала мировым трендом. «Зеленая сделка», которую Европейский союз одобрил в 2019 году, — это стратегия экономического развития, которая направлена на достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Ее реализация окажет влияние не только на экономику ЕС, но и на экономику и внешнюю торговлю его торговых контрагентов. Это связано с предполагаемой перестройкой энергетических рынков и снижением импорта углеродной продукции.

Россия является лидером в движении к «зеленой» энергетике. Ведутся работы по очистке земель, водоемов и воздуха. В рамках национального проекта «Экология» ликвидируются свалки и выстраивается современная система переработки и утилизации отходов, ликвидируется накопленный вред на старых промышленных площадках, в приоритетном порядке рекультивируются территории в 12 городах, где ситуация особенно сложная.

О том, что такое «зеленая экономика» и какие у нее актуальные проблемы, АиФ.ru рассказал руководитель Центра биоэкономики и экоинноваций ЭФ МГУ, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Сергей Бобылев.

Ученый обратил внимание на то, что в мире у трех миллиардов человек не хватает пресной воды. «На мой взгляд, водный кризис может показаться даже более опасным, чем климатический. Когда сотням миллионов людей будет нечего пить, на мой взгляд, это трагическая проблема. Возвращаясь к “зеленой” экономике... Кстати, этому термину тридцать лет... Практически вся экономика мира обещала стать углеродно нейтральной к середине века. Абсолютно новая каноническая реальность — это то, что человечество должно уложиться в полтора градуса. То есть узенький логический коридор. Что делать с ВВП? Что делать с доходами? Что делать с занятостью? Что делать с новыми технологиями? На самом деле в мире ясного осознания это важнейшая проблема. Как измерять “зелёный” переход? Есть замечательная экономическая фраза: нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Классическая проблема: что делать с потреблением? Мы готовы его уменьшить? Если все люди на Земле станут жить как средний американец, нам понадобится пять планет», — считает он.

Бобылев также подчеркнул, что если сравнить углеродный след от производства и от потребления, то можно получить интересную картину. «Грета Тунберг из Швеции, страны, которая выбрасывает мало парниковых газов. Но она завозит огромное количество продукции с очень большой углеродной цепью, и этот показатель минус 60! Может, Грета Тунберг будет учить свое население, свое правительство менять модель потребления? Вот эта цепь 17 целей устойчивого развития — изменение модели производства и потребления. Изменить модели потребления психологически гораздо сложнее, чем модели производства. С производством более-менее понятно. Отличный пример — Европа переходит на низкоуглеродные технологии. Месяц назад российское правительство приняло стратегию перехода к низкоуглеродному развитию до 2060 года. Замечательный вопрос: а что это будет? Человечество пытается разобраться, но с точки зрения традиционной экономики огромный вопрос: как влезть в этот узенький экологический коридор в полтора градуса?» — задается вопросом эксперт.