Улучшить воздух. Специалисты обсудили переход на газомоторное топливо

Грузовые автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. © / Максим Богодвид / РИА Новости

85% взвешенных частиц, которые названы ВОЗ приоритетным загрязняющим веществом по влиянию на здоровье населения, выбрасывает в воздух грузовой автотранспорт и автобусы, а вклад легковых автомобилей колеблется в пределах 5%.

   
   

Такие данные, полученные с помощью измерений автоматических станций контроля загрязнения атмосферы вблизи автотрасс, озвучил Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Перспективы развития рынка

Круглый стол был организован комиссией Общественной Палаты по экологии и охране окружающей среды по инициативе Национальной газомоторной ассоциации и при поддержке Комиссии Общественной Палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Вопросы расширения использования газомоторного топлива впервые обсуждались на столь высоком экспертном уровне. В дискуссии приняли участие представители научных организаций, руководители органов государственной власти, представители общественных организаций, производители оборудования и техники на газомоторном топливе.

Главной задачей собравшихся стало, по словам председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды ОПРФ Альбины Дударевой, обсуждение перспектив развития рынка ГМТ именно с точки зрения экологии.

«Есть несколько поручений Президента РФ – от 14 мая 2013 года и 18 апреля 2018 года, которые предписывают расширение использования природного газа. Данный вид топлива начинает развиваться, и сегодня многие прикрываются его экологичностью. Но мы пока мы не знаем, так ли это. С помощью экспертов хотели бы понять, насколько экологичен данный вид топлива, или вред от его использования все-таки сопоставим с вредом от дизеля или бензина». Эксперт призвала выступающих делать акцент именно на экологической составляющей возможного перехода на ГМТ.

Модератором круглого стола выступил первый заместитель председателя Комиссии ОПРФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, председатель Совета директоров Коммуникационной группы АГТ Вячеслав Лащевский, который напомнил присутствующим недавнее послание Федеральному собранию, где Президент говорил о необходимости перевода промышленных предприятий на более чистые экологические решения. Акцент был сделан на 12 городах, являющихся крупными промышленными центрами и представляющими важные экологические зоны.

   
   

Мелкие частицы – лидер по загрязнению

Взвешенные частицы с размерами менее 10мкм, названы Всемирной Организацией Здравоохранения приоритетным загрязняющим веществом по влиянию на здоровье населения, они не имеют безопасного порога воздействия.

Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгения Семутникова рассказала, что снижение концентрации мелких взвешенных веществ на каждый микрограмм по среднегодовому уровню дает снижение среднего уровня смертности на цифру порядка 1 процента, и это колоссальный эффект. Сегодня, благодаря качественному мониторингу состояния атомосферы и анализу, у Москвы есть полное понимание - какие загрязняющие вещества, каким видом автотранспорта формируют какую заболеваемость - онкологическую, общую. И мелкие взвешенные частицы – безусловный лидер. На втором месте диоксид азота.

«Главный вывод, что приоритет сегодня для таких городов, с такой структурой транспорта как в Москве – это мелкие взвешенные частицы. И говоря об этом приоритете легковой сегмент можно не рассматривать вообще, нужно рассматривать грузовой транспорт и автобусы», - прокомментировала Евгения Семутникова.

Безусловный эффект по уменьшению выбросов взвешенных мелких частиц достигается при переходе на компримированные природные газы – газомоторное топливо, которое используется средне- и крупнотоннажными автомобилями и тракторной, специальной техникой. В составе выбросов двигателей, работающих на КПГ, полностью отсутствуют взвешенные частицы, и перевод грузового транспорта и автобусов на КПГ абсолютно обоснован. Однако за счет более полного сгорания метана использование газомоторного топлива влечет за собой увеличение выбросов парниковых газов, поэтому переход на массовое применение КПГ требует выработки компенсационных мер в части снижения выбросов парниковых газов.

Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгения Семутникова. Фото: Экологический пресс-центр ОП РФ

Экологический эффект от газомоторного топлива

Национальный проект Экология включает в себя целый ряд подпрограмм, и все экологические направления связаны с тем, какие виды топлива применяются в регионах. И основной виновник загрязнения окружающей среды – это автомобильный транспорт, именно на его долю, по словам Вячеслава Лащевского, приходится до 45, а в крупных городах до 80% выбросов.

Все эксперты сошлись во мнении, что использование газомоторного топлива имеет однозначные преимущества с точки зрения чистоты выбросов и влияния на окружающую среду.

Представители научно-исследовательских организаций рассказали о результатах исследований, связанных с использованием природного газа и других видом автомобильного топлива. Директор института нефтехимического синтеза им А.В. Топчиева РАН Антон Максимов поделился информацией о влиянии различных видов автомобильного топлива на выброс загрязняющих веществ в воздух. Он отметил, что важно оценивать не только эффекты от выбросов, но и по всей цепочке от добычи природных ресурсов до их реализации. Здесь на каждой стадии видно преимущества ГМТ по сравнению с нефтяным. Совокупный экологический эффект однозначно выше у природного газа.

Замдиректора Центра экономики транспорта и подземного хранения газа ООО «НИИгазэкономика» Алексей Косарев оценил совокупный экологический эффект от перевода транспорта на газомоторное топливо. «Когда рядовой потребитель слышит ГМТ – он имеет в виду пропан и бутан. Когда Росстат говорит ГМТ, то подразумевает пропан, бутан и метан. Компания Газпром основной акцент делает на метане.

Сегодня большая часть секторов транспортного комплекса России либо потребляет, либо готово потреблять газомоторное топливо.

Суммарный экологический эффект от использования метана является положительным, и он очевиден – в первую очередь это положительное влияние на окружающую среду и здоровье человека».

Главный эксперт Центра экологической безопасности, энергоэффективности и охраны труда ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Виктор Голушко рассказал об уникальном проекте «Экологический атлас». По его словам, «газомоторное топливо имеет преимущество по сравнению с использованием электромобилей, так как производство электромобилей вызывает больше выбросов, чем использование ГМТ».

«Существующий большой массив исследований в этой области демонстрирует, что при использовании газомоторного топлива (либо это сжиженный природный газ, либо газ под давлением – компримированный), всегда наблюдается положительный эффект. Первый положительный эффект, и наиболее важный, связан со снижением выбросов углеводородов, отличных от метана. Эти углеводороды являются одной из основных причин смога», – подчеркнул профессор РАН, доктор химических наук Антон Максимов.

Все присутствующие говорили об отсутствии обязательной для использования ГМТ инфраструктуры, необходимости комплексной программы и системного подхода в реализации перевода автотранспорта на газомоторное топливо.

Альбина Дударева прокомментировала, что такая программа существует, государством запланировано 4 миллиарда рублей для того, чтобы помочь становлению рынка ГМТ в России.

Использование газомоторного топлива в регионах

На круглом столе выступили представители регионов и муниципалитетов, как имеющих опыт широкого использования газомоторного топлива, так и испытывающих большие сложности с загрязнением окружающей среды и планирующим реализовывать специальные программы по переводу автотранспорта на природный газ.

Белгородскую область представлял начальник отдела промышленности и развития экспорта Евгений Скибин: «Белгородская область – один из лидеров по внедрению ГМТ в России, включена в пилотный проект Газпрома. В регионе 8 заправочных станций, построенных за последние 2 года. В проекте перевести на ГМТ 50 тысяч автомобилей, построить заправки и сервисные центры по переоборудованию транспортных средств».

Зампредседателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий из Санкт-Петербурга рассказал: «Еще в 2013 году в Санкт-Петербурге была принята экологическая политика, где были намечены основные пути решения существующих проблем, в том числе и проблема загрязнения воздуха автотранспортом. В городе почти 2 миллиона транспортных средств. Моментальные переход на ГМТ в таких объёмах невозможен. Программа была принята в 2014 году и до 2023 года у города есть четкий план действий по переводу автотранспорта на ГМТ силами городских властей. И эта программа планомерно исполняется – в первую очередь переводится служебный и обслуживающий город транспорт. Конечно, процент к общему количество транспорта – невелик. Требуется наличие инфраструктуры».

Член Общественной палаты Российской Федерации, член Общественной палаты Челябинской области Феликс Панов отметил: «Сегодня региональным правительством активно прорабатывается вопрос с инвесторами. В Магнитогорске уже строится завод по сжижению газа. К концу 2019 года есть задача вывести на улицы челябинская общественный транспорт на ГМТ. Уже летом ждем окончания строительства новой газозаправочной станции, на которой будет ежедневно заправляться газом порядка 800 автобусов. К созданию инфраструктуры привлекаются в основном частные инвесторы, что не может не радовать. А на сегодняшний день регион ищет способы развития использования газомоторного топлива с уже имеющейся инфраструктурой».

Член Комиссии по экологии и охране окружающей среды ОПРФ Валерий Яхонтов рассказал, что в Кургане есть завод, который выпускает автобусы на метане. В прошлом году часть этих автобусов завод подарил городу, более 100 – направили в Крым. В Кургане порядка семи газозаправочных станций, с 2020 года начнется строительство завода по сжижению метана. Эксперт отметил еще одно преимущество использования газа – двигатель на газе работает на 10-15 децибел тише, чем на дизеле.

Директор Департамента АО «РариТЭК Холдинг» Олег Парамонов рассказал о существующих линейках автотранспорта на газомоторном топливе. Эксперт Центра энергетики Московской школы управления Сколково Екатерина Грушевенко поделилась международным опытом Италии, Индии и Китая, реализовавших программы перевода техники на газомоторное топливо.

Депутат Государственной Думы Николай Будуев рассказал о необходимости перевода речного туристического транспорта на озере Байкал и особых природоохранных территориях. Руководитель направления ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Елена Матвеева сообщила о перспективах развития СПГ в качестве бункеровочного топлива. Заместитель исполнительного директора Национальной газомоторной ассоциации Владимир Максимов представил участникам круглого стола предложения Ассоциации для более эффективного использования топлива на природном газе для достижения целей национального проекта «Экология».

По мнению модератора дискуссии, члена Общественной палаты РФ Вячеслава Лащевского, участники круглого стола оказались единодушными в оценке позитивных экологических эффектов, которые даёт переход к более широкому использованию топлива на основе природного газа. «На сегодняшний день газомоторное топливо является наиболее «чистым», «зелёным». Как исследования российских учёных и экологов, так и зарубежный опыт сходятся в оценках наименьшего вреда окружающей среде при использовании топлива на природном газе», – отметил Вячеслав Лащевский.

«6 марта Правительством были приняты решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте по национальным проектам. Дано поручение Минприроды совместно с другими министерствами отработать и подготовить предложения по дополнительным мерам, направленным на снижение выбросов и переводе предприятий теплоэнергетики на газ, переводе общественного транспорта на газ и автотранспорта. Надеемся, что эти министерства нас услышат, и по итогам сегодняшнего мероприятия поможем коллегам из Минприроды», – сообщила член Общественной палаты РФ, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.

Сегодняшняя ситуация

В настоящее время в России действует сеть из 387 автозаправочных станций на природном газе. Основными преимуществами автомобилей на газомоторном топливе является более низкие эксплуатационные расходы, они в 2-3 раза дешевле за 1 км пробега по сравнению с бензином и дизелем, также у них самый высокий IV класс экобезопасности и снижены выбросы токсичных веществ. Всего в России насчитывается более 150 тысяч автомобилей на природном газе, треть из которых грузовой транспорт. Отечественными предприятиями выпускается более 200 моделей техники на газомоторном топливе.

Компримированный природный газ – это сжатый природный газ, который в основном состоит из метана с небольшими примесями других углеводородов. КПГ производят путем сжатия природного газа в компрессорных установках. Хранение и транспортировка КПГ происходит в специальных накопителях газа под давлением 200—220 бар.

Природный газ добывают с помощью бурения газосодержащих пород, в том числе угля, с последующей очисткой. Кроме того, природный газ можно получать из попутного нефтяного газа путем разделения на компоненты, из которых большую часть составляет сухой отбензиненный газ, это в основном метан, который может содержать некоторое количество этана. Вторая группа компонентов - широкая фракция легких углеводородов - смесь веществ с двумя и более атомами углерода (фракция C2+) является сырьем для нефтехимии.

Необходимость утилизации попутного нефтяного газа. Попутный нефтяной газ нужно отделять от нефти для того, чтобы она соответствовала требуемым стандартам. В России в результате сжигания ПНГ в факелах ежегодно образуется почти 100 млн. тонн CO2. Опасность представляют также выбросы сажи. В целях улучшения ситуации Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 установлено предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и/или рассеивания попутного нефтяного газа в размере не более 5 % объема добытого попутного нефтяного газа. В случае превышения этого лимита компания платит за выбросы в 5 раз больше обычного.