Углеродная нейтральность. «Роснефть» не будет сжигать попутный нефтяной газ

«Зелёные» инвестиции компании за последние 4 года составили около 200 млрд руб. © / Shutterstock.com

Крупнейшая нефтяная компания страны предполагает достигнуть углеродной нейтральности к 2050 г. Она обновила свою стратегию, которая учитывает вызовы, связанные с глобальным энергопереходом.

   
   

Издержки под контролем

В конце прошлого года совет директоров компании утвердил новый вариант стратегии: «Роснефть-2030: надёжная энергия и глобальный энергетический переход». А недавно её представили журналистам.

Достижение углеродной нейтральности к 2050 г. стало основой, вокруг которой и сформирована стратегия. По словам 1-го вице-президента компании Дидье Касимиро, это аналогично, а во многом и превосходит цели глобальных конкурентов: BP, Exxon, Saudi Aramco, Chevron.

Чтобы выполнить обязательство, «Роснефти» необходимо сохранить производственную устойчивость. Для этого определены 3 приоритета: снижение углеродного следа, операционное лидерство и повышение ­эффективности.

Ожидается, что абсолютные выбросы к 2035 г. сократятся более чем на 25%. Кроме того, к 2030 г. сжигание попутного газа достигнет нулевой отметки, а интенсивность выбросов метана снизится до 0,2% и менее.

«Изменение структуры мирового энергобаланса оказывает дополнительное давление на производителей традиционных энергоносителей. Всё важнее иметь преимущество в стоимости перед конкурентами», – считает Касимиро.

Российская компания его имеет. За 2 года она снизила издержки с 3,1 до 2,7 долл. на барр. нефтяного эквивалента (один из лучших результатов в отрасли).

   
   

«Это показывает высокую эффективность управления, а также нашу способность держать издержки под контролем в периоды высокоинфляционного давления», – сказал 1-й вице-президент.

Кстати
«Восток Ойл» – самый экологичный проект крупнейшей нефтяной компании страны. Его ресурсная база – свыше 6 млрд т премиальной малосернистой нефти. Такое высокое качество не требует отдельных установок на НПЗ для её переработки, что уже позволяет значительно снизить объём выбросов. К тому же для энергообеспечения объектов проекта компания будет использовать попутный нефтяной газ и таким образом обеспечит полную его утилизацию. В дополнение планируется использовать энергию ветра. Потенциал ветрогенерации на севере Красноярского края, где расположены месторождения, сопоставим с возможностями северных территорий Англии и Дании – мировых лидеров ­ветроэнергетики.

Уловить СО2

Прорабатываются варианты декарбонизации всех активов – «от устья скважины до АЗС». Советник по стратегическому планированию и инвестициям в ранге вице-президента Алексей Салин пояснил, что собственный транспорт будет постепенно переводиться на газомоторное топливо и это сократит выбросы до 30%. А на АЗС начнут развивать сеть пунктов зарядки электромобилей. Уже сейчас на заправках в Московской, Тверской и Ленинградской обл., Краснодар­ском крае, Владивостоке и Хабаровске работает около 20 зарядных станций. Компания приступает к реализации пилотных проектов по улавливанию, утилизации, транспортировке и хранению углерода. Их огромный потенциал в сочетании с возможностями природных поглотителей – лесов России, по словам Касимиро, поможет решить проблему тех выбросов, которые неизбежны в производстве.

Директор департамента углеродного менеджмента в ранге вице-­президента Эмерсон Миленски уточнил, что мощности компании для хранения углерода могут сделать нашу страну лидером по его утилизации. А внедрение технологии CCS/CCUS, которая может улавливать до 90% выбросов СО₂, минимизирует воздейст­вие техносферы на природу. К тому же хранимый углерод будет использоваться в производстве «синего» водорода – технологические решения для этого также разработают в рамках новой стратегии.

В целом, по словам Салина, «зелёные» инвестиции компании за последние 4 года составили около 200 млрд руб. (5% от её капитальных затрат). И этот показатель, добавил он, в ближайшие годы будет расти.