Только вертолётом можно долететь. Волонтёры со всей страны очищают Арктику

Спрессованные малые бочки грузят в разрезанные пополам большие ёмкости. © / Чистая Арктика

Остров Вилькицкого станет вторым после острова Белого, который очистят от мусора, скопившегося там за годы хозяйственной деятельности. И произойти это должно уже в следующем году. Какую лепту внесли волонтёры проекта «Чистая Арктика» — в репортаже «Аргументы и факты».

   
   

Проверка на прочность

Остров Вилькицкого расположился в Карском море полумесяцем. Он песчаный и плоский, вокруг такое мелководье, что корабли подойти не могут. Самая высокая точка — это всего 6 м над уровнем моря.

Вертолётом из Салехарда — 5 часов с одной дозаправкой. В машине волонтёры из Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ВСКС), руководитель экспедиции «Чистой Арктики» Александр Рудковский, а также замгубернатора ЯНАО Александр Мажаров. Он летит, чтобы своими глазами убедиться, что у ребят будут должные условия быта.

Да, это лето, но арктическое. Поэтому сразу в тёплую куртку! Фото: Чистая Арктика

Волонтёры показали навыки слаженной работы сразу, как только была дана команда на погрузку. Организовались мгновенно и быстро загрузили скарб в вертолёт. А по прибытии так же быстро и слаженно всё разгрузили. Часть ребят друг друга уже знали — вместе участвовали в ликвидации последствий подтопления Ялты. Другие видели товарищей по организации впервые, но необходимыми навыками обладают все.

Интересуюсь, много ли было желающих отправиться в эту экспедицию. Отвечают, что человек 50. Но отобрали 8.

Пока мы здесь гости — на острове уже находятся 10 сотрудников Российского центра освоения Арктики. Они  прибыли сюда ещё в июле и привезли с собой тяжёлую технику. Основная их задача — механизированная подготовка крупногабаритных металлических отходов для дальнейшего вывоза с острова. А если проще, то они разрезают большие ёмкости из-под горючего пополам, прессуют маленькие бочки и другой металлолом и загружают всё это в большие «полубочки». Их-то и будут потом грузить на судно для вывоза с острова.

Руководитель экспедиции Российского центра освоения Арктики Сергей Дятченко и замгубернатора ЯНАО Александр Мажаров (слева направо). Фото: Чистая Арктика

Замдиректора центра Сергей Дятченко, который возглавляет экспедицию профессионалов, встречал нас у борта вертолёта. И с этого момента Арктика для нас стала тёплой, хотя о погоде этого никак нельзя было сказать.

   
   

Пока ребята браво перебрасывали поклажу, он уговорил экипаж вертолёта заглушить машину и пообедать со всеми. И вот мы дружно уселись в кают-компании, а Владимир, повар экспедиции, угощает всех домашним борщом, свежеиспечённым хлебом, чаем.

Видя, как молодые спасатели налегают на еду, старожилы улыбаются: «То-то ещё будет, когда работы начнутся!»

Александр Мажаров, уже осмотревший кубрики, сушилку, кухню, душевую и туалет, за обедом по-свойски напутствует волонтёров и вспоминает свою стройотрядовскую молодость.

Эти ребята не просто иное поколение — они родились уже в совсем иных реалиях. Но всё же есть у них тот же энтузиазм, что у стройотрядовцев советских времён, и те же мотивы.

«Помимо опыта и желания помочь не словом, а делом, показать свои навыки, это ещё и проверка на прочность. Всё-таки больше двух недель в узком кругу, в тяжёлых природных условиях, без связи и с большим объёмом физической работы — это испытание», — объясняет своё решение отправиться на остров Вилькицкого Ярослав Блажеев из Крыма.

Волонтёры приехали сюда со всей страны: помимо Крыма, из Москвы, Орла, Бурятии, Марий-Эл.

Природная среда на острове Вилькицкого в хорошем состоянии, не смотря на большое количество ржавого металлолома. Фото автора

Кто на кухне?

Единственный ориентир на острове — маяк, единственная ныне действующая постройка — советский арктический модуль «Горизонт». Время и суровые условия Арктики, конечно, повлияли на внешнее состояние конструкции, но со своими функциями она справляется отлично: в модуле сухо, тепло и уютно. 

Когда-то тут размещались военная база и метеорологическая станция. После ухода военных и метеорологов остались ветшающие постройки и огромное количество бочек из-под горючего, банок из-под консервов, а также неиспользованное топливо и ёмкости с маслом. Уборка началась в 2017 г., тогда — силами ямальских энтузиастов при поддержке региональных властей и участии добровольцев из разных регионов.

Теперь появился общественный проект «Чистая Арктика». Отряды волонтёров работают в разных арктических регионах страны. Ребята, прибывшие сюда, уже не чувствуют себя гостями на острове. Они такие же заботливые хозяева, наводящие порядок, как и старшие товарищи-профессионалы.

Работа кипит. Фото автора

Сразу по приезде встал вопрос о кормёжке разросшейся до 24 человек команды. С продуктами проблем нет — основную часть доставили на ледоколе вместе с техникой. А с каждым прибывающим вертолётом появляется новый запас свежих овощей и фруктов. Повар Владимир, у которого рабочий день начинается в 6 утра, — энтузиаст. К примеру, арктический день у островитян может начаться с… блинов. Да-да, горячие нежные блинчики посреди Северного ледовитого океана, да ещё и с мёдом! Но ему понадобился помощник.

Молодые спасатели не готовы были променять романтику суровой работы на арктическом ветру на уют тёплой кухни. Однако проблему решили быстро. Камень, ножницы, бумага — и график дежурств по кухне был составлен на весь период экспедиции.

Подготовленный к отправке металлолом. Фото: Чистая Арктика

Финальная точка

Прогулка по острову мало походит на приморский променад — сильнейший ветер и дождь, под ногами мох и вода… Всё время теряется ориентация, спасибо, маяк указывает направление движения. При местных погодных условиях практически всё свободное время добровольцы проводят в модуле. Но на работу на свежем арктическом воздухе торопятся.

«Такие проекты просто необходимы. Без них остров Вилькицкого и другие арктические территории навсегда бы остались завалены отходами», — объясняет общий настрой ребят Ярослав Блажеев.

«Я в будущем учитель ОБЖ, и иметь опыт работы в арктической зоне, прочувствовать здешний климат, по-моему, важно. Это поможет в обучении детей», — дополняет его товарищ по экспедиции Александр Пелинцов из Москвы.

Единственный ориентир на острове – маяк. Фото автора

До нашего прибытия работа тут, надо сказать, проделана огромная: практически весь металлолом отбуксирован к берегу, большинство крупногабаритных конструкций разрезано, спрессовано, подготовлено к отгрузке. Но что-то ещё осталось — несколько мест, в которые тяжёлой технике не добраться, прибирать можно только вручную. Этим и занимаются волонтёры из ВСКС.

Сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара УРО РАН и Института криосферы Земли ТюмНЦ РАН Павел Орехов, который тоже с нами на острове, объясняет, почему необходим ручной труд волонтёров: «Он наносит минимальное повреждение поверхности. А любая проходка тяжёлой техники нарушает поверхностные условия грунта, и мерзлота может на это отреагировать».

«Они молодцы! — хвалит волонтёров Сергей Дятченко. — Столько мы бы без них не сделали».

Очистить Арктику от техногенного мусора – это очень важно, считают волонтёры проекта «Чистая Арктика». Фото: Чистая Арктика

За время экспедиции волонтёры «Чистой Арктики» вместе с представителями Российского центра освоения Арктики уже собрали, спрессовали и подготовили к вывозу более 3 тыс. 200-литровых топливных бочек. Причём каждую бочку сначала нужно было выкопать из ила, удалить оттуда намытый песок и только потом — под пресс. Кроме того, добровольцы разобрали 5 разрушенных зданий бывшей воинской части на 4 га, собрав свыше 150 куб. м древесины.

Волонтёры вернулись на Большую землю, а отряд Дятченко ещё на острове — завершает подготовку железного мусора к отгрузке. В 2022 г. с началом навигации всё собранное вывезут. И тогда можно будет сказать, что ещё один арктический остров обрёл первозданный вид.

По словам Павла Орехова, природа восстанавливается быстро. На Белом, где очистка завершилась в прошлом году, скорость восстановления поверхностного покрова превысила ожидаемую. А на острове Вилькицкого, по его оценке, природная среда сейчас в хорошем состоянии, невзирая на присутствие большого количества металлолома.

«Основную опасность представляют ёмкости с дизельным топливом, ГСМ, трансформаторные жидкости, это то, что нужно удалять. Здесь высокоширотная Арктика, и активность микробиоты, которая могла бы это переработать, минимальна, к тому же у неё маленький период активности», — объясняет он.

Единственная ныне действующая постройка – советский арктический модуль «Горизонт». Фото автора

Александр Рудковский знает остров с 2017-го, когда здесь только началась уборка. Он был одним из первых энтузиастов. Теперь как руководитель экспедиции добровольцев проекта «Чистая Арктика» он объясняет: «В погрузке на корабль волонтёры участвовать не могут. Процесс этот либо очень быстрый (в случае хорошей погоды) и требующий профессиональных навыков, либо очень долгий (в случае плохой погоды), когда судно не может пристать к берегу. Поэтому ребята из нынешней экспедиции поставили финальную точку».

А между тем огромная работа по очистке Арктики продолжается. В НАО, например, её под личный контроль взял губернатор Юрий Бездудный. На арктические субботники здесь, как и в других регионах, выходят сотни местных жителей. Также масштабные мероприятия готовятся в Коми, Карелии, Мурманской и Архангельской области.

К ним присоединяется и амбассадор проекта, популярная ведущая и экоблогер Ирена Понарошку. Общими усилиями за нынешнее лето только металлолома собрали уже 600 т. Больше цифр и историй — на чистая-арктика.рф.

Когда работа закончена, можно любоваться арктическими закатами. Фото автора

Справка
Идея проекта по комплексной очистке Арктики принадлежит капитану ледокола «50 лет Победы» Дмитрию Лобусову и капитану ледокола, Герою Труда России Геннадию Антохину. Старт проекта состоялся в Общественной палате РФ. Там же Всероссийская общественная организация «Зелёный патруль» выступила с инициативой создания специального фонда, сопредседателем которого стал глава Минприроды России Александр Козлов. Проект поддержали Росприроднадзор, «Молодёжка ОНФ», ВСКС, Ассоциация операторов отрасли обращения с отходами «Чистая страна», ГМК «Норильский никель», РЖД, компания «Орион» и др.