Собрать из фрагментов. Состоится ли реформа обращения с отходами?

Реформа фактически откладывается?

Поводом к экстренному совещанию стал законопроект, смягчающий переход к новой системе обращения с отходами, который был внесен в Государственную Думу 7 ноября 2018 года. В течение месяца он прошел все необходимые процедуры и чтения, был принят Государственной Думой 18 декабря. 20 декабря закон был одобрен в Совете Федерации. 

   
   

Законопроект предполагает дать возможность субъектам РФ постепенно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами и по согласованию с Правительством России в течение ближайших четырех лет использовать действующие объекты захоронения при условии, что они не представляют угрозы для экологии и здоровья людей.

Собравшиеся на совещание эксперты считают, что основная суть реформы, состоящая в том, чтобы прекратить использование несанкционированных свалок, заместив их новыми объектами, и запустить в действие прозрачные и понятные правила ведения дел и ценообразования в сфере ТКО на всей территории России, фактически откладывается. 

«Нам хочется понять, к каким последствиям закон приведет. Действительно ли реформа остановлена, как считают некоторые участники этого сложного процесса. Вопросов масса и не надо бояться их обсуждать. Чем энергичней и эффективней мы будем обсуждать эти проблемы, тем скорее выйдем на решение. Наша с вами задача — сформировать из фрагментов реформы понимание того, как дальше развивать отрасль по обращению с отходами при сложившихся обстоятельствах», — считает секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.

Фото: Общественная палата РФ

Что происходит в отрасли обращения с отходами

Эксперты напомнили, что формально «мусорная» реформа стартовала в 2015 году, когда вышел Федеральный закон от 29.12.2014 N458-ФЗ. Он внёс изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». 

Избранный член Общественного совета Минприроды, президент Общероссийского объединения работодателей в сфере охраны окружающей среды «РУСРЕЦИКЛИНГ» Елена Есина представила результаты анализа ситуации с реформой по обращению с отходами на сегодняшний день и рассказала о проблемах и перспективах реформы в России. 

В сентябре 2016 года, когда вышло постановление о конкурсе по выбору регионального оператора, стало понятно, что не все регионы подготовлены к дальнейшему развитию реформы. Территориальные схемы, в которых в графическом и текстовом виде должны были быть обозначены места будущих заводов по переработке мусора, расписаны потоки мусора, не подготовили 23 из 85 субъектов России. А те схемы, что были составлены, нуждались в доработке. 

   
   

Несколько месяцев назад предполагалось, что реформа должна состояться в полной мере одновременно со стартом реализации Национального проекта «Экология» с 1 января 2019 года. Однако, последние поправки к законопроекту «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» фактически узаконивают возможность работы несанкционированных мусорных свалок без лицензирования и государственной экологической экспертизы. 

Елена Есина также рассказала о протестных тенденциях в стране. На основе опроса населения в период с 2001 по июнь 2018 ВЦИОМ вывел индекс личного протестного потенциала, который показывает готовность россиян к участию в массовых акциях протеста. За весь исследуемый период самый высокий индекс был зафиксирован в 2011 году и в июне 2018 года. 

«Нужно задуматься. Сейчас принимаются такие законы, которые противоречат действующему законодательству и здравому смыслу. Мы все за то, что реформа должна двигаться, и как представители бизнес сообщества, считаем, что бизнес не будет вкладываться, потому что отрасль становится не конкурентоспособной. Наше предложение оставить в законе только то, что было зафиксировано в первом чтении», — считает она.

Появятся ли полулегальные полигоны?

Врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Амирхан Амирханов высказал мнение, что «на наш взгляд, перенос реформы недопустим. Дальше откладывать невозможно, нам необходимо пройти этот тяжелый путь переходного периода». 

Заместитель председателя Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева считает, что «новым законом мы разрешаем использование серых полигонов. Бизнесу сегодня „отрубаются“ руки. Нет смысла строить что-то новое, если можно еще несколько лет использовать старое. А если оператор не справился или обанкротился, или просто не стал исполнять свои обязанности, губернатор может назначить своего оператора. Мы уже видели, как главы регионов пытались привести свои компании на этот рынок». 

«Мусорная реформа — пожалуй, главная тема сейчас. Социальная, экономическая, инвестиционная тема. Лично мое мнение — это же не человека в космос запустить, почему мы не можем справиться с проблемой мусора многие годы? Давайте уже возьмем себя в руки, исполнительные власти в том числе, и справимся с этим, наконец», — прокомментировал ситуацию с мусорной реформой Валерий Фадеев.

Как считает исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, принятый законопроект не дает фактической отсрочки для регионов, а лишь вводит в заблуждение региональные власти, которые предпочитают не погружаться в этот вопрос, считая, что время еще есть. «Отдельные регионы уже заявили, что будут переходить на новую систему обращения с отходами позже. Расторгаются уже заключенные соглашения с отобранными регоператорами, идет саботаж реформы. При этом реализация регуляторного риска уже приводит к негативным последствиям для отрасли сейчас», — обращает внимание специалистов Губайдуллин. Из-за этого, по его прогнозам, могут возникнуть сложности с уже выбранными регоператорами — поскольку существенно меняются условия, на которые они заходили и заключение соглашения. 

В качестве решения проблемы Губайдуллин предложил предоставить субъектам, которые в следующем году не перейдут на новую схему обращения с ТКО, отсрочку по предоставлению коммунальной услуги сроком на один год. При этом субъекты не должны получать право расторгать договор, уже заключенный с региональным оператором, отметил он. «Нужно сформировать практику, что условия, разыгранные на конкурсе менять нельзя, тем более в сторону ухудшения», — резюмировал глава ассоциации. 

Несколькими днями ранее региональные операторы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами из 26 субъектов подписали коллективное обращение Ассоциации «Чистая страна» к президенту страны Владимиру Путину с просьбой обеспечить по-настоящему плавный переход на новую систему обращения с отходами. Для этого они предлагают предусмотреть в законопроекте лишь перенос сроков без негативных последствий для уже отобранных регоператоров. 

Есть ли риски для инвесторов

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, член экспертного совета национального проекта «Экология» Светлана Бик отметила, что диалог нужно выстраивать не только с населением, но и с бизнесом, теми, кто вкладывает средства в реализацию задач реформы. Изменения в законодательстве создают неконкурентные условия для развития бизнеса, разрешая использовать существующие в настоящее время несанкционированные свалки. Фактическая реализация несанкционированных свалок — это яд для России в прямом и переносном смысле.

Кроме того, она напомнила, что в России за 13 лет действия 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в сфере ТКО заключено 18 концессионных соглашений, суммарный объем инвестиционных обязательств которых составляет 30,2 млрд рублей. При этом в соответствии с национальным проектом «Экология» за пять лет в отрасль надо привлечь 182 млрд рублей. 

«Частному инвестору, для создания объектов, нужна возвратность и окупаемость. Что нужно населению? Заморозка роста платежей за коммунальные услуги. Но это не задача инвестора. Не надо сталкивать в лоб инвестора и население. В противостоянии победителя не будет. Инвестиции на войну не приходят. Если риски для инвесторов растут — денег будет меньше, и они будут дороже. Финансисты не будут финансировать отрасль, в которой идет война», — считает Светлана Бик.

«Только государство может сбалансировать интересы инвесторов и потребителей. И решением должно стать скорейшее создание влиятельной публично-правовой компании для разработки и реализации профессиональной и ответственной стратегии отрасли с компетентными сотрудниками, выбранными по публичному конкурсу с существенным стажем в сфере ТКО», — высказала мнение эксперт.

«Деньги не должны идти в те регионы, которые отказались от реформы»

Президент компании Инфракап Александр Баженов считает, что «те небольшие деньги, которые будут получены, должны четко контролироваться, не идут ли средства в те регионы, которые отказались от реформы. Идти туда они не должны. По исполнению норм, которые, как мы подозреваем, будут нарушаться, работу Общественной палаты, которую ведет Альбина Дударева в первую очередь, нужно активно продолжать, фокусироваться на этих регионах для того, чтобы поддержать Росприроднадзор. Без политической и общественной поддержки реформа не состоится». 

«Значительная часть страны не готова к реформе с 1 января. Тот путь, который сейчас предложен, также является тупиковым, он не решает проблему образования отходов, управления отходами», — комментирует ситуацию с реформой член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Цыпленков.

На совещании он внес предложение обратиться Общественной палате РФ, ОНФ и Совету по правам человека к президенту с просьбой использовать право вето. «Мы понимаем, что не готовы ввести с 1 января то, что было запланировано. Перенос необходим, но не на 4 года, а на тот срок, который позволит внести разумные поправки в мусорную реформу, который позволит вспомнить о иерархии обращения с отходами, которая прописана в законодательстве и которую мы за редким исключением не наблюдаем. Может быть, до конца первого квартала», — говорит он. 

Нужно объяснять людям, почему тариф повысился

«С населением нужно работать, нужно объяснять, почему тариф повысился — потому что больше не будет плохо пахнущих помоек, будет переработка, и в будущем эта переработка снизит тариф», — высказала мнение член Технического комитета по стандартизации «Отходы и вторичные ресурсы» при Минпромторге России Ирина Рублева.

По словам председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Альбины Дударевой: «Необходимо вернуться к начатой в 2018 году разработке закона о вторичных ресурсах, потому что в логике ресурсосбережения, в которой должна жить наша страна, мы можем получить очень хороший экономический эффект. Эта отрасль может не только пополнить линейку производимой продукции, но еще и способствовать рациональному природопользованию без необходимости извлекать из недр дополнительные ресурсы. Законопроект, смягчающий переход к новой системе обращения с отходами принят группой непрофессионалов, которые провели его быстро, не оценив последствия, потому что гнали сроки, и правительство вынуждено было отреагировать, чтобы не допустить всеобщего незаконного размещения отходов».

Фото: Общественная палата РФ

Альбина Дударева отметила, что законодатели, принимавшие новые поправки, не учитывали того факта, что система обращения с отходами касается каждого, в том числе и их самих. «Экология нашей страны, чистый воздух, вода — это вещи, на защиту которых нужно становится сообща, поставив общечеловеческие интересы во главу совместной деятельности. К вопросам реализации реформы обращения с отходами необходимо привлекать экспертов, представителей научного круга, общественников, чтобы вырабатывать максимально эффективные пути решения насущных проблем», — считает она. 

Для решения системных проблем в отрасли ТКО было предложено предусмотреть скорейшее создание влиятельной публично-правовой компании для разработки и реализации профессиональной и ответственной стратегии отрасли с компетентными сотрудниками, выбранными по публичному конкурсу с существенным стажем в сфере ТКО. Общественной Палате РФ, Совету по правам человека и Общероссийскому Народному Фонду было предложено обратиться к президенту РФ с просьбой использовать право вето и не подписывать принятый законопроект, поскольку заложенные в нем решения не имеют под собой никаких убедительных обоснований целесообразности остановки реформы. Для выхода из сложной ситуации в связи с задержкой в ряде регионов подготовки к переходу на новую систему обращения с ТКО имеет смысл предоставить таким регионам дополнительный срок подготовки, полагают члены ОП.