Северное образование. Эксперты обсудили подготовку кадров в Арктике

Одной из основных сегодня считается проблема подготовки кадров в северных регионах.

   
   

Очередное заседание экспертного совета Проектного офиса развития Арктики на тему «Проблемы образования в АЗРФ» состоялось в онлайн-режиме. Эксперты обсудили подготовку современных кадров, в том числе среди коренных народов Севера. Модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

Дискуссию посвятили развитию будущего АЗРФ с учетом принятия в ближайшее время Стратегии развития Арктики до 2035 г., которая недавно была внесена в Правительство РФ. 

Ожидаемый позитивный результат влияния готовящегося пакета новых нормативно-правовых актов напрямую зависит от тех кадров, которые будут работать в Арктике. Поэтому основными вопросами, которые обсудили участники конференции, стали:

  • Какие кадры нужны Арктике в настоящее время?
  • Какие кадры будут необходимы в Арктике в ближайшем будущем (через 10-15 лет)?
  • Где готовить кадры для АЗРФ?
  • Роль научно-образовательных центров (НОЦ) в подготовке кадров для АЗРФ.
  • Специфика подготовки современных кадров для коренных народов Севера.
  • Как повлияет пандемия COVID-19 на кадровую политику в Арктике и, соответственно, на подготовку кадров для Арктики?

Тон дискуссии задала ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова. Она представила список перспективных в настоящее время профессий в Арктике. На него влияют несколько факторов — например, природные условия и климатические изменения, низкая плотность населения. Они зачастую диктуют работникам необходимость сочетать несколько профессий. Сейчас из-за использования цифровых технологий во многих сферах уже не требуется прежнее количество специалистов, рассказала ректор. «Сегодня по Северному морскому пути и на побережье установлены суперсовременные гидрометеорологические станции, поэтому теперь там требуются не специалисты, которых традиционно готовили, а совмещающие в себе несколько профессий, в том числе умеющие читать те данные, которые собирает современное оборудование, умеющие их интерпретировать и передавать», — привела пример ректор. 

Затем Елена Кудряшова акцентировала внимание на проблемах среднего профессионального образования. Она рассказала о том, что 97% учреждений СПО подведомственны субъектам РФ, и, хотя субсидии идут из федерального бюджета, контрольные показатели приема, направления подготовки специалистов задаются на уровне региональных департаментов и министерств образования и науки регионов. Поэтому каждый регион составляет свой список направлений подготовки специалистов с учетом своих социально-экономических интересов. Из-за этого многие направления, например связанные с гидрометеорологией, сейчас не существуют, так как они не нужны субъектам РФ, а поэтому считается, что тратить деньги на них не нужно. Поэтому развитие таких направлений подготовки — это задача федерального уровня, а не регионального, считает ректор САФУ. Стратегически важные проекты, на которых завязано развитие АЗРФ, требуют нового качества подготовки специалистов, поэтому необходимо активное соучастие, взаимодействие образовательных учреждений и тех компаний и предприятий, которые работают на данной территории, сказала Кудряшова.

Обращая внимание на «демографическую яму» среди молодого населения, возраст которого 20-22 года, можно заметить, что Арктика будет испытывать дефицит местных кадров чем дальше, тем больше. Поэтому нужно определять основные перспективные специальности, направления подготовки молодых кадров, чтобы через несколько лет данная проблема не была настолько острой, заметил Александр Кугаевский, заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Он также рассказал о том, что перспективными направлениями развития экономики в арктических улусах Якутии являются производство органической агропродукции и туризм.

   
   

Актуальным вопросом, связанным с привлечением и закреплением специалистов в Арктике, является проблема обеспечения их жильем. Специалисты, молодые кадры, приезжающие в Арктику, нуждаются в нормальном жилье, поэтому необходимо обеспечить приемлемые для жизни и работы условия, чтобы они задерживались на территории. Также нужно продолжать развивать программы по приобретению навыков, нацеленных на работу именно в Арктике со всеми ее специфическими условиями и особенностями, считают эксперты.

Демография влияет на низкие цифры приема, поэтому университет испытывает нехватку абитуриентов и борется за каждого. Так как министерство образования финансирует вузы, исходя из количества студентов, то малочисленные группы приходится закрывать, что влияет на уровень подготовки кадров, посетовал Михаил Васеха, директор Института арктических технологий Мурманского государственного технологического университета

Генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий отметил, что на базе Проектного офиса развития Арктики и Российского государственного социального университета существует специальный «Центр подходящей работы в Арктике». Сейчас работа в нем идет над созданием онлайн-ресурсов, где будут размещаться вакансии в АЗРФ и тематические материалы.

Также в заседании ЭС принял участие директор департамента по делам Арктики в Агентстве по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Дмитрий Требухин. Он рассказал о том, что агентство начинает большое исследование по расчету кадровой потребности, результаты которого позволят выявить реальные нужды работодателей в АЗРФ. В первую очередь это касается уже существующих и запланированных крупных инфраструктурных проектов в добывающих отраслях, однако будут рассмотрены и такие направления, как обеспечение КМНС доступом к телемедицине и образованию. 

Нужно определиться, какую из двух моделей развития Арктики выбирает страна — канадскую (вахтовую) или советскую (с постоянным заселением), считает Анатолий Широков, член Комитета Совета Федерации по делам Севера. Неопределенность стратегий развития влияет на уровень образовательной системы в АЗРФ, считает он. «Для меня принципиально важным остается следующее: какой бы моделью в конечном счете мы ни воспользовались, государство не должно перекладывать на вузы заботу о формировании материально-технической базы, кадровом обеспечении и т. д. Образовательным программам и направлениям в рамках развития территорий АЗРФ и Дальнего Востока необходима такая же приоритетная роль, как и развитию экономических проектов. Без государства мы не справимся», — сказал Широков.