Наследство индустриальной эпохи
Индустриальная эпоха, освободив человека от тяжёлого труда, оторвала его от природы. Пейзажи с малоэстетичными заводскими корпусами вызывали восхищение. И даже чёрный дым их труб он вдыхал с тем же наслаждением, что и одеколон.
Сегодня это кажется невероятным, но упоение лозунгами эпохи, внушавшими человеку великую миссию «царя природы», призванного изменить этот мир, было настолько велико, что вся его энергия направлялась именно на это. О последствиях такого преображения никто не думал.
Пока ресурсы — природные, экологические — казались неисчерпаемыми, это можно было себе позволить. Но всему есть предел, и природа начала стонать от такого агрессивного натиска. Первозданные леса стали исчезать, в тундре появились скопления ржавых железяк и бочек, а свалки бытовых отходов превратили в помойки огромные территории. Когда проблема достигла масштабов, угрожающих существованию самого «царя природы», не замечать её стало невозможно.
На Западе, где государства маленькие, леса давно вырублены, а территории густо заселены, спохватились раньше. В России решать проблему начали только недавно, и не только ввиду огромных просторов, но во многом и из-за колоссальной политической встряски 1990-х и её последствий.
Генеральная уборка
Генеральная уборка страны началась с Севера. В 2010 г., когда президент побывал на Земле Франца-Иосифа, он распорядился ликвидировать «гигантскую помойку». В Арктике сегодня зафиксировано более 100 мест, где происходит деградация экосистем, потеря биоразнообразия и ухудшение здоровья населения, и 16 морских и прибрежных зон, где наблюдается сильная трансформация естественного геохимического фона, загрязнение атмосферы, деградация растительного покрова, почвы и грунтов.
Через 2 года после визита президента началась очистка островов Баренцева моря, а далее — всего Русского Севера. Только с Земли Франца-Иосифа и Новой Земли за 5 лет вывезли более 52 тыс. тонн металлолома, нефтешламов, строительных и древесных отходов, каменного угля, нефтезагрязненного грунта и других свидетельств хозяйственной деятельности человека. А к концу 2018 года ликвидировано свалок общим объёмом 80 тыс. тонн, рекультивировано более 200 га земель.
Военные обещают к концу этого года очистить места базирования от отходов, накопившихся за десятилетия, а это тысячи тонн металла и мусора. «Росатом», у которого уже есть технологии хранения и утилизации ядерных отходов, собрал фонящий мусор. Промышленные предприятия модернизируют производства, переходя на современные экологичные технологии.
Рост по экспоненте
Но что делать с бытовыми отходами, объёмы которых за последнее время выросли многократно? Они оказались самой большой проблемой, для решения которой необходимо создать абсолютно новую отрасль обращения и переработки ТКО (твёрдых коммунальных отходов). Только вдоль берегов Белого и Печорского морей, по данным ОНФ, сейчас имеется около 400 свалок.
«Как из ряда Шиес, Рикасиха, Катунино вдруг выпали свалки на архангельском Окружном шоссе и в Северодвинске, загадка. Как 15 млн тонн вонючей смеси с миллионами крыс, выбросами ядовитого газа, прямо в болоте рядом с Юрасом, впадающим в Северную Двину, в 500 метрах от жилых домов, НИ РАЗУ не прозвучали на митингах и в „независимых“ СМИ? Как горящая пластиком и ещё не пойми чем свалка в Северодвинске, с миллионами крыс, в 500 метрах от жилья, осталась вне критики? Как Шиес, по объёмам мусора, в Архангельске, и полшиеса — в Северодвинске растут под носом, а северяне их в упор не замечают, да ещё пишут в фейсбучных группах, что свалку в черте Северодвинска „надо расширить“?» — задаётся вопросами агентство Regnum.
Помимо этого, растёт количество стихийных свалок, в том числе в лесах Архангельской области и соседней с ней Республики Коми. По словам председателя общественного совета Рослесхоза Владимира Морозова, лесные активисты то и дело обнаруживают их и дают сигналы. Но проблема в том, что очисткой территорий от мусора должны заниматься муниципалитеты, у которых зачастую денег на это не хватает.
«Проблема в том, что до сей поры мусор только вывозился, да и то непонятно куда. Мусоровозы забирали содержимое контейнеров и везли в лучшем случае на полигон, в худшем — сваливали в лес или овраг, чтобы не платить за размещение, — поясняет исполнительный директор Ассоциации регоператоров «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. — Многие жители на себе ощутили, как свалки стали подступать к городам. В стране ежегодно образуется 70 млн т отходов, и с каждым годом цифра растёт».
Председатель Российской экологической партии «Зелёные» Анатолий Панфилов на этот счёт весьма категоричен. На недавнем круглом столе в «АиФ» он заявил, что надо ввести персональную ответственность губернаторов за ситуацию с мусором и свалками, «а то они спихнули её на регоператоров и сидят довольные».
«Объемы мусора растут»
В Архангельске, как пишут жители, проблема в очередной раз бросилась в глаза, когда по весне растаял снег. В грязной жиже повсюду валялся разный мусор: от пачек сигарет до пятилитровых пластиковых бутылок.
Почему мусорная проблема стала такой острой как-то вдруг, объясняет Владимир Морозов: «В последние годы объёмы мусора растут, и это каждый из нас понимает, оценивая объёмы собственных отходов. Но, как это часто бывает, до поры до времени рост идёт линейно, а в какой-то момент начинает расти по экспоненте. Так произошло и с мусором. Ещё 5 лет назад ситуация не была столь критичной».
При этом территориальная схема обращения с отходами в Архангельской области пока ещё не разработана. По этой причине Российский экологический оператор включил регион в «жёлтую зону» и выразил готовность помочь завершить её подготовку в установленные сроки, чтобы единая государственная система учёта отходов заработала, как и намечено, уже со следующего года. Воспользуются ли помощью в Архангельске или смогут ускориться сами?
Кстати, соседи — в «зелёной зоне». В той же Коми территориальная схема утверждена Минприроды республики и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и тарифов. И региональный оператор по обращению с ТКО уже начал вывозить мусор из дальних населённых пунктов, куда добраться не так-то просто.
Призыв министра обороны и президента Российского экологического общества Сергея Шойгу стал уже крылатой фразой. «Кончайте гадить, ребята!» — так завершил он описание того, что видит на земле с воздуха, на северных территориях в том числе.
За последнее время жители этих территорий, и особенно Архангельской области, показали всей стране, что готовы защищать чистоту своих мест. Причём не только протестами, но и акциями конкретных действий, на которых они выходили собирать мусор (в том числе раздельно), высаживать саженцы в лесах, благоустраивать городские парки. Экология становится темой, на которой общество и власти могут найти общий язык и действовать сообща.
Смотрите также:
- Требуются энтузиазм и техника. Сколько свалок на Северо-Западе страны? →
- Пластик наступает! Зачем Россия покупает чужие отходы? →
- Сергей Иванов: «Мусор — наша новая нефть» →