Привилегия за экологию. Для электрокаров платные дороги станут бесплатными

Владельцы электромобилей с 1 марта в экспериментальном режиме смогут пользоваться платными трассами, не оплачивая проезд. О принятии такого правительственного решения 17 февраля сообщил «Автодор». До конца 2023 года на электрокаре можно будет бесплатно проехать по автомобильным дорогам М-1 «Беларусь» (включая обход Одинцово), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 (Москва — Нижний Новгород — Казань), Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД). 

   
   

«Для того чтобы получить право бесплатного проезда на период проведения эксперимента, владельцу электромобиля необходимо обратиться в офис поддержки пользователей ООО „Автодор — Платные Дороги“. А также предъявить документы, подтверждающие, что электромобиль оснащен исключительно электрическим двигателем, и предоставить транспондер T-pass… В случае отсутствия такого транспондера, его можно приобрести или взять в аренду», — прокомментировал замминистра экономического развития Максим Колесников. 

При этом в «Автодоре» предупредили, что будут следить за соблюдением правил эксперимента. Автоматическая система слежения выявит все попытки бесплатного проезда на обычной машине, пользуясь полученным для электромобиля транспондером. В этом случае плата все равно будет списана, а устройство отключено без права повторной активации.

Эксперимент призван стимулировать автолюбителей пересаживаться на экологически чистые автомобили и проводится в рамках утвержденной концепции развития электротранспорта, согласно которой к 2030 году в России 10% всех выпущенных машин должны быть на электрической тяге, к этому же сроку в нашей стране появится 25 тыс. быстрых зарядных станций. В Минэкономики подсчитали, что привилегия бесплатного проезда позволит владельцам электрокаров сэкономить при поездке из Москвы в Санкт-Петербург 2 тыс. руб., в Ростов-на-Дону — 1,92 тыс. руб.   

«Бесплатный проезд по платным дорогам является не самой действенной мерой, — считает партнер агентства „Автостат“ Игорь Моржаретто. — В мире уже существует наработанная практика, стимулирующая к приобретению автомобилей с электрическим двигателем, она хорошо зарекомендовала себя в США, Европе и Китае, мы же пытаемся придумать что-то неочевидное, свое. Например, во многих странах введено прямое субсидирование покупки электрокаров (в том же Китае размер субсидии составляет 5-7 тыс. долл., в Европе — 5 тыс. евро). А у нас избрали странную программу льготного автокредитования, которая формально призвана помогать потребителям покупать транспорт, а на деле приносит пользу лишь банкам и страховым компаниям.

Поэтому, конечно, стимулы к приобретению электротранспорта нужны, и бесплатный проезд входит в их число, но он не является главным или определяющим. На нашем рынке Tesla стоит в среднем 8 млн руб., такими электромобилями, как правило, владеют очень состоятельные люди, для них это вторая-третья машина в семье. И возможность сэкономить несколько сотен рублей на проезде по платной дороге для них не является определяющим фактором при выборе личного автомобиля».