Покорение Арктики. Какие проблемы там надо решить в первую очередь?

Координатор Экспертного совета ЭЦ ПОРА, модератор Дискуссионного клуба Александр Воротников. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

В ЭЦ ПОРА (Проектном офисе развития Арктики) 12 марта состоялась дискуссия по экологическим аспектам устойчивого развития арктических территорий РФ, проведенная экспертами ПОРА и приглашенными экспертами. В начале заседания координатором Экспертного совета ЭЦ ПОРА, модератором Дискуссионного клуба Александром Воротниковым были обозначены общие проблемы в области промышленного освоения Арктической зоны, отмечена особая важность этнологической экспертизы для региона. По его мнению, проведенные ЭЦ ПОРА Стратегические сессии «Стратегия развития Арктики-2035. Региональный аспект» в регионах АЗРФ показали, что в арктических регионах существуют серьезные экологические проблемы, которые невозможно решить на субфедеральном уровне.

   
   

К таким вопросам относятся:

  • реализация права народов Севера на традиционное природопользование;
  • ликвидация накопленного экологического ущерба;
  • промышленное освоение территорий традиционного проживания народов Севера, учет его влияния на традиционный образ жизни;
  • создание системы управления отходами в Арктике.

Препятствия для применения этнологической экспертизы 

Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Михаил Погодаев сообщил, что в Республике действует закон об этнологической экспертизе уже 10 лет, который применяется довольно часто в Южной Якутии и Западной Якутии, потому что там находятся основные промышленные проекты.

Однако существуют проблемы с небольшими компаниями, которые не желают проводить этнологическую экспертизу. «Для этого мы внесли изменения в кодекс об административных правонарушениях — статьи об ответственности за непроведение этнологической экспертизы, а также нарушения режима территории традиционного природопользования», — заявил эксперт. 

Михаил Погодаев также выделил в качестве проблемы длительный срок проведения экспертизы — 6 месяцев. В связи с этим поставлена задача уменьшить сроки ее проведения.

Важным событием для устойчивого Арктического региона стала разработка Академией наук Республики Саха собственной методики этнологической экспертизы, считает замминистр по развитию Арктики РС (Я). Сейчас запускается апробация этой методики.

«Природа Якутии и вообще, наверное, Севера хоть и достаточно жесткая в плане условий, но в то же время очень хрупкая в части воздействия», — член Комитета МТПП по консалтингу Александр Чаадаев.

   
   

Эксперт высказал предложение проводить все экспертизы более жестко и объективно, потому как экология всегда требует больших вложений и всегда становится заложником эффективности. 

Трудности в сфере поддержки традиционного природопользования 

«Традиционное природопользование — особый вид хозяйственной деятельности, оно принципиально политически важно, потому что имеет этносохраняющее, культуросохраняющее значения», — отметил член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Михаил Жуков.

Существует проблема регулирования традиционного природопользования, потому что оно происходит в рамках законодательства по поддержке коренных малочисленных народов и теряет часть своего функционального наполнения. 

Вторая проблема заключается в том, что традиционное природопользование — низкомаржинальный вид деятельности, потому что считается традиционным из-за объектов и общего направления деятельности. Однако она способна использовать инновации, но без внешней поддержки это будет невозможно.

«У традиционного природопользования есть возможности при использовании инновационных современных технологи стать высокомаржинальным видом деятельности, который хорошо будет кормить и поить население», — высказался эксперт.

Координатор Экспертного Совета ЭЦ ПОРА Александр Воротников заявил о важности научных исследований в сфере традиционного природопользования, потому что научно-обоснованных данных по теме чукотско-аляскинской популяции белых медведей, китобойного промысла просто нет, а также обозначил ряд проблем, связанных с традиционными видами хозяйствования народов Севера.

«Многие из населенных пунктов Чукотки оказываются окруженными несколькими особями голодных белых медведей, стоит сделать исключение для жителей и разрешить охоту на белых медведей, несмотря на то, что официально охота на белых медведей в России запрещена», — предложил Александр Воротников.

«Для китобойного промысла необходимо развивать оружие, потому что при использовании традиционного Россия попадает под международные санкции из-за зверского обращения с китами», — заявил эксперт.

Александром Воротниковым также было отмечено, что зверобойный промысел нуждается в переработке, мощностях, ресурсах, тяжелой технике для транспортировки. Для этого требуется предусмотреть средства из федерального бюджета.

«Рыбная ловля — вопрос жизни населения Чукотки, в связи с этим необходимо внести изменения в закон о любительском рыболовстве», — также заявил эксперт.

Промышленное освоение АЗРФ — не точечный проект

Главный советник Постоянного представительства Республики Якутии Александр Климентьев рассказал, что в связи с освоением нефтяной зоны был основан научно-образовательный центр «Север», в компетенции которого входит промышленное освоение арктических территорий, включая рациональное недропользование, не разрушающее методы, связанные с экологической разведкой, добычей полезных ископаемых.

«Арктика не точечный проект. С учетом развития транспортировки руд, нефти, углеводородов по Северно-морскому пути в зону влиянии попадает все Российское побережье, а именно зоны проживания коренных малочисленных народов», — заявил он.

«Момент оценок воздействия не только на одну точку реализации проекта, а по всей цепочке, включая транспортировку и переработку, — это чрезвычайно важный аспект, связанный с устойчивым развитием арктических территорий», — подытожил свое выступление эксперт.

Необходимость создания системы управления отходами 

Член экспертного совета ЭЦ ПОРА, генеральный директор ООО «Гарантия» исследовательского предприятия Екатерина Иванова акцентировала внимание собрания на необходимости пересмотра взаимоотношений всех заинтересованных сторон в рамках участия предотвращения загрязнения окружающей среды производственными отходами.

Эксперт предложила обязать местные муниципалитеты оборудовать площадки для сбора и хранения отдельных видов отходов в течение более чем 11 месяцев, а также стимулировать население заниматься раздельным сбором.

Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований РИСИ Дмитрий Лыжин заявил, должна быть четкая иерархия отходов и очень важно их утилизировать по возможности в самом регионе. 

Председатель центрального совета Природоохранного союза Вероника Тарбаева отметила большую роль, которую нужно отводить муниципалитетам к проблеме с отходами, особенно в Арктике. Также она рассказала об остро стоящей проблеме почв.

«В законе об охране почвы с 2015 года слово "почва" заменяется словом "земля". Очень важно обратить внимание на природный компонент почвы, потому что нет закона о ее охране, когда есть закон об охране воды, воздуха, леса», — заявила эксперт.

Наталья Новикова, исполнительный директор ООО «Этноконсалтинг», ведущий научный сотрудник в Институте этнологии и антропологии РАН, обратила особое внимание на уникальность и перспективность этнологической экспертизы для устойчивого развития АЗРФ. «Хотела обратить внимание на этнологический аспект устойчивого развития, потому как этнологическая экспертиза — ноу-хау, в Канаде и других странах Арктики ее нет, есть только оценка социального воздействия и есть экологическая», — сообщила она.

Подводя итог дискуссии, Александр Воротников, сказал, что работа предстоит большая, вопросы экологии, учета особенностей жизнедеятельности КМНС в Арктике имеют важное политическое и международное значение.

Проблем в реализации ТПП очень много. Но помимо экономического значения ТПП, которое позволяет обеспечить КМНС определенный уровень жизни, необходимо отметить, что устойчивое развитие ТПП имеет огромное политическое и социальное значение. В Указе президента России Владимира Путина об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года отмечается, что наращивание иностранного военного присутствия и дискредитация деятельности России стали основными вызовами национальной безопасности в Арктике. И именно проблемы реализации права КМНС на ТПП, без сомнения, вызовут критику как среди народов Севера, так и в таких международных структурах, как Арктический Совет, Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, Северный форум и т. д. Поэтому именно сейчас, при изменении Арктической политики страны, проблеме ТПП КМНС необходимо уделить серьезное внимание, необходимо придать ТПП устойчивое развитие. И особенно с учетом того, что бюджетные расходы на нее минимальны.