«Не пользуйтесь чайником и микроволновкой». Энергокризис шагает по планете

Очередь автомобилистов на автозаправочную станцию Shell в Лондоне. Британия в последние несколько месяцев столкнулась c перебоями в цепочке поставок из-за нехватки водителей грузовиков, а также бензовозов. Это привело к тому, что нефтяные компании были вынуждены закрыть некоторые автозаправочные станции. Жители страны начали в панике закупать бензин, несмотря на заявления властей о том, что проблем с запасами топлива нет. © / Жанна Манукян. / РИА Новости

В Германии по ТВ показывают обучающие ролики о том, как вести себя, если в доме отключат отопление. В Китае людей просят не тратить время на микроволновки, чайники и бойлеры. В Великобритании автолюбители стоят в многочасовых очередях за бензином. Топлива не хватает даже для медицинского транспорта. Сообщения со всего мира напоминают наступление топливного апокалипсиса. Есть связь между всеми этими кризисами и что будет дальше? АиФ.ru обсудил с экспертами. 

   
   

В погоне за бензином

3 октября водитель бетономешалки Джонни Андерсон, как обычно, вез 44 тонны жидкого цемента из Вулверхэмптона на стройку в графстве Нортгемптоншир, когда внезапно обнаружил, что за ним по шоссе едет целая колонна из примерно 20 автомобилей. Все эти машины каждый раз поворачивали ровно туда же, куда и Джонни, поэтому он немного занервничал: мало ли, вдруг каким-то бандитам понадобился жидкий цемент. Однако, доехав до стройки, водитель наконец понял, почему его преследуют. «Мог бы остановиться и сказать, что ты не бензовоз», — обидчиво заявил Джонни человек из головной машины в колонне.

Бетономешалку Андерсона приняли за бензовоз, который вез топливо к заправке. Сейчас в Великобритании это огромная редкость. Уже вторую неделю в стране хронически не хватает бензина на заправках, и автолюбители вынуждены стоять в многочасовых очередях в ожидании топлива. По данным британской ассоциации продавцов бензина, в некоторых регионах стоят пустыми от 50 до 90% заправок.

Недостаток топлива, в свою очередь, ведет к другим проблемам. Раз машины не могут заправляться, значит грузовые фуры не развозят товары в магазины — и полки в некоторых из них опустели. Без топлива остаются даже медицинские машины. Власти между тем заявляют, что никакого недостатка в бензине нет. В кризисе, дескать, виноваты сами автовладельцы, которые создали ажиотажный спрос .

Недостатка в бензине в Великобритании действительно нет. Нефтяные хранилища в британских портах как никогда полны. Зато нет водителей, которые могли бы доставить это топливо из хранилищ на заправки. Причины две: Брекзит и коронавирус. После выхода страну были вынуждены покинуть 25 тыс. дальнобойщиков из стран Евросоюза. Получить новые рабочие визы они не смогли или не захотели. Кроме того, сократилось и количество местных дальнобойщиков. Если в 2019 года экзамен на права для большегрузного транспорта успешно сдали 40 тыс. британцев, то в 2020 году — лишь 15 тыс. Как результат в стране хронически не хватает водителей, которых можно было бы посадить за руль бензовоза. Премьер Борис Джонсон был вынужден привлечь к этому делу даже армию. Однако проблема до сих пор не решена. 

Газа нет, но вы держитесь

Тяжелый кризис из-за недостатка топлива развивается и в Европе. Правда, там хватает бензина, но цены на газ 5 октября побили очередной рекорд: 1250 долларов за тысячу кубометров. Как результат в геометрической прогрессии растут коммунальные расходы европейцев. Дошло до того, что за сто дней до Рождества в Германии начали крутить социальные ролики о том, что делать в том случае, если в доме отключат тепло. Советуют заклеить окна фольгой, прижаться друг к другу и греться о самодельную печь.

Причин дефицита газа в Европе очень много, говорит аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. «Это и растущий спрос в Китае, и пустые газохранилища в Европе, и засуха в Бразилии, остановившая гидроэлектростанции, которые приходится заменять газовой генерацией», — говорит он. Газохранилища опустели, потому что прошлая зима в Европе была холодной. Топили дома крепко, газа осталось мало. Наконец, топливо очень нужно экономике, которая потихоньку восстанавливается после пандемии и пытается наверстать упущенное за счет дополнительных мощностей.

   
   

К тому же истощаются собственно европейские газовые месторождения. Закупая же газ у России, европейцы столкнулись с последствиями своей же многолетней политики. «Нынешняя турбулентность газового рынка — это во многом и заслуга, и беда самой Европы. Заслуга — потому что за последние 15 лет европейцы сами выстроили такую модель ценообразования, которая обеспечивает низкие цены, когда спрос на газ низкий, как это было, например, в прошлом году из-за коронавируса. Беда — потому что та же самая модель приводит к тому, что цены на газ взлетают, когда спрос оказывается высоким», — отмечает эксперт. 

Конец света по-китайски

Не все ладно с энергией и в Азии. В Китае, например, не хватает электричества. Пока с этим столкнулись жители северо-восточных провинций Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян.

В некоторых городах в этих регионах перестали освещать трассы, на дорогах не работают светофоры, а магазины вынуждены прекращать работу раньше обычного. В Ляонине из-за внезапного отключения вентиляционной системы в заводском цеху 23 рабочих были госпитализированы с отравлением углекислым газом. Работу вынуждены были приостановить заводы иностранных компаний, в том числе Apple и Tesla.

Перебои с электричеством уже затронули по меньшей мере 100 млн человек — именно столько живут в названных провинциях. Жителей просят не пользоваться в «часы пикового спроса» бойлерами, чайниками и микроволновками.

Причины перебоев — в новой политике китайского руководства, которое пытается бороться с загрязнением окружающей среды. Большой проблемой для Китая стал смог от заводов и электростанций, работающих на угле (его доля в топливном балансе — 60%). С лета в Китае запустили новую программу по сокращению выброса парниковых газов. Однако заменить уголь Китаю пока трудно. Отсюда и перебои с энергией, говорит руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.

Между тем Китай — слишком заметный игрок на топливном рынке, чтобы дефицит у него не отразился на других частях света, считает эксперт. «Если у китайцев не хватает топлива, они начнут скупать его по всему миру. Соответственно доля топлива, которое может попасть, например, в Европу, будет сокращаться. Это, в свою очередь, способно привести к ценовой конкуренции и резкому скачку цен на топливо», — говорит Островский. Поэтому нынешние кризисы, которые мы наблюдаем сейчас по всему миру, явно не последние, полагает эксперт.