Быть массовому туризму на Байкале или не быть? Вот в чём вопрос, который депутаты Государственной Думы пытаются решить уже несколько лет.
Центральная экологическая зона «жемчужины пресных вод» с 1999 года находится под достаточно строгой законодательной защитой ФЗ-94 «Об охране озера Байкал». До этого, в 1996 году, Байкал был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, признавшей его выдающейся пресноводной экосистемой, самым древним и самым глубоким озером мира, которое содержит 20% незамерзающих пресных поверхностных вод Земли.
После введения антироссийских санкций в 2022 году остро встал вопрос о развитии внутреннего туризма, в том числе и на Байкале. И тут возникла дилемма: что важнее — глобальные экологические функции озера как естественной экосистемы или же развитие там массового туризма? С одной стороны, бизнесу очень хочется «оседлать туристического конька» на громадной территории (береговая линия более 2 000 км), но для этого нужны сплошные рубки лесов вокруг озера, что в настоящее время запрещено законом «Об охране озера Байкал». И причины для такого запрета есть — леса, расположенные в Центральной экологической зоне Байкала, затягивают атмосферную влагу и противодействуют опустыниванию. Если обезлесить Байкал, возникает риск обмеления самого озера и изменения климата на значительно менее благоприятный. Но останется ли в таком случае сам Байкал притягательным для туризма?
Необходимо принять — Байкальская территория по определению не может экономически осваиваться так же свободно, как другие территории России, потому что такая уникальная экосистема у нас одна. И естественным ограничителем её освоения человеком является способность этой экосистемы к самоподдержанию и самовосстановлению. Учёные говорят, что если такая способность будет нарушена, то на её восстановление могут уйти сотни лет. При этом остаётся риск, что экосистема не сможет восстановиться никогда.
В связи с этим, видимо, надо, как всегда, искать «золотую середину». Не отменять специальные законодательные нормы, защищающие Байкал в угоду так называемому «экономическому развитию», но при этом развивать туризм с ограничениями, на которые могут указать учёные РАН, изучающие эту проблему.
При таких вводных надо действовать предельно аккуратно. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Вот главный принцип деятельности человека на Байкальской территории. Возможно, есть смысл обратиться к международному опыту, накопленному странами, у которых есть похожие уникальные экосистемы.
Возьмём Канаду и Великие озёра, содержащие 21% пресной воды в мире, по совокупной площади превышающие озеро Байкал и поддерживающиеся уникальной естественной лесной экосистемой. Там есть туризм? Есть. Но он организован исключительно щадящим образом. Во-первых, туры предлагаются на 1-3 дня. Гостиницы (по одной) есть только у самых крупных озёр. Альтернатива — добираться по тропам из глубины территории. Вокруг озёр большое количество туристических троп по 20 км и более. Практически все экскурсии по тропам — в сопровождении гида. «Дикарям» предлагаются кемпинги с возможностью стоянки до 5-7 дней. Главная фишка отдыха на Озёрах — рыбалка. Туристический поток квотируется и сдерживается достаточно высокой ценой: 400-500 долларов в сутки. Количество людей, живущих и работающих на Озёрах, небольшое. Это в основном работники турфирм и учёные, изучающие естественные экосистемы вахтовым методом.
Или другой пример. Озеро Титикака (7 тысяч кв. км), расположенное на территории сразу двух государств: Перу и Боливии. Там туризм организован ещё жёстче. Обе страны давно договорились, что глобальные экологические функции уникальной южноамериканской экосистемы — в абсолютном приоритете. Турфирмам рекомендовано делать 1-2-дневные туры как часть большого туристического маршрута. Ночлег туристов организуется в небольших домиках на 25 искусственных островах, сотканных из местного тростника. Нет ни линий электропередач, ни центральной канализации, ни водопровода. Правительства обеих стран идут на затраты недешёвой ежедневной логистики по вывозу отходов и завозу продуктов питания. Вся энергия — от солнечных батарей.
У туризма на Байкале может сложиться своя практика с учётом уже имеющихся ресурсов и местных традиций. Но эта практика должна быть природосберегающей, по принципу «Не навреди». Тогда у него есть все шансы стать одним из самых популярных в нашей стране, при этом оставаясь экологически ответственным, сохраняя благоприятный климат в регионе.