Компании Volvo CE, Rolls-Royce (тезка производителя люксовых автомобилей) и Air Burns разработали дровяную электростанцию. Специальная топка, в которой технология воздушной завесы позволяет удерживать внутри и сжигать до конца сажу, способна выработать электричество для зарядки станции мощностью 450 кВт*ч. За час ей можно скормить 6-8 тонн древесины.
По замыслу создателей, устанавливать дровяные электростанции будут в глухих местах, где ведутся лесозаготовки. Доставлять туда углеводородное топливо сложно и дорого, электричество взять неоткуда. Зато при валке леса образуются так называемые порубочные остатки: верхушки деревьев, ветки, сучки и тому подобное. Только в США за год этого добра набирается больше 70 млн тонн. Вот этот, казалось бы, бесполезный ресурс и решили задействовать.
Арендатор, уходя с выбранной делянки, обязан ликвидировать все порубочные остатки. Они могут быть специальным образом уложены на земле и прикрыты дерном для перегнивания. Но на практике так почти никто никогда не делает — в лучшем случае формируют гряды из сучьев и веток и разравнивают их экскаватором. В Америке половину таких отходов просто сжигают, при этом в воздух выделяются твердые частицы и парниковые газы, что никак не помогает решению вопросов глобального изменения климата.
Исследователи придумали сжигать сучья не в костре, а в специальной топке с электрогенератором, использовать полученный ток для лесозаготовительной техники, тем самым переведя ее с дизельного топлива на электродвигатели. Работоспособность новой технологии проверяли на 23-тонном гусеничном бульдозере — идея оказалась рабочей.
«В самом генераторе на дровах ничего невозможного нет, — говорит Моргунов. — Но такая энергия все равно не может считаться ни зеленой, ни возобновляемой. Горение дерева приводит к выбросу в атмосферу парниковых газов. В том числе из-за этого лесные пожары считаются одним из главных экологических бедствий. Выработать чистую энергию при сжигании дерева невозможно».
Что именно оставит больший углеродный след — дизельный двигатель или дровяной электрогенератор — зависит от конкретных параметров установки, информации об этом изобретатели не приводят, добавил эксперт. Если подобные устройства применять для обычных легковых электрических автомобилей, то вреда явно будет больше, чем пользы. Но в глухих лесах такая технология может быть оправдана. Но не потому, что так будет лучше, а потому, что хуже точно не станет.