Куда пожаловаться на качество воды из-под крана?

Категория:  По России
Ответ редакции

Международный сервис поиска и бронирования авиаперелетов, отелей и автомобилей Globehunters составил список стран, в которых путешественникам не рекомендуется пить воду из-под крана. Согласно ему, в 187 странах мира, включая Россию, вода в трубопроводе не является достаточно чистой и безопасной, а микробы и другие вредные вещества в ней могут спровоцировать серьезные заболевания, такие как брюшной тиф и малярия, пишет Daily Mail. В основе рекомендаций — данные Центра по контролю и профилактике заболеваний США, который является подведомством Министерства здравоохранения Соединенных Штатов. Красным цветом на карте «безопасности» от Globehunters выделена, в том числе, Россия, как и все бывшие советские республики за исключением Эстонии.

   
   

В каких регионах России самая чистая и самая грязная вода?

Российские данные, однако, не столь пугающие. Качество воды разное в разных регионах. Например, в Санкт-Петербурге водопроводная вода из-под крана пригодна для питья — об этом свидетельствуют данные январской проверки Роспотребнадзора.

В прошлом году Роспотребнадзор также опубликовал доклад за 2017 год о результатах проб питьевой воды, подаваемой через общую систему водоснабжения, по разным регионам страны. Так, областями с самой чистой водопроводной водой по санитарно-техническим показателям (сюда отнесли регионы, у которых менее 1% проб воды превысили соответствующие нормативы) стали Камчатский край, Республики Адыгея и Северная Осетия, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. В список регионов с самой грязной водой попали Республики Дагестан, Карелия, Калмыкия и Саха, Смоленская, Новгородская, Курганская, Тверская и Томская области, Чукотский автономный округ. Там более 30% проб показали превышения допустимых значений. По данным Роспотребнадзора, в воде обнаружили повышенное содержание кремния, лития, магния, хлорного железа, аммиака, бора и др. По микробиологическим показателям лучшими оказались Санкт-Петербург, Москва, Севастополь, Республика Адыгея, Краснодарский, Камчатский, Ставропольский края, Оренбургская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Воронежская и Курская области и Чукотский автономный округ. Наибольшие отклонения от микробиологических нормативов были выявлены в Карачаево-Черкесской республике, Республиках Ингушетия и Дагестан и в Еврейской автономной области.

Как часто должны проверять качество воды

Питьевая вода, поставляемая по общей системе водоснабжения, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН). Нормативы устанавливаются для нескольких показателей: микробиологические, паразитологические, органолептические, обобщенные, радиологические, неорганические и органические вещества. От количества людей, которых обслуживает конкретная водопроводная сеть, зависит, как часто необходимо брать пробы воды на проверку. Так, для сетей, обслуживающих до 10 тыс. человек, достаточно 2 проб в месяц; 10-20 тыс. человек — 10 проб; 20-50 тыс. человек — 30. Для сетей, обслуживающих 50-100 тыс. человек, количество обязательных проб в месяц увеличивается до 100. Если же система обеспечивает водой более 100 тыс. человек, количество проб рассчитывается как 100 плюс 1 дополнительная проба на каждые 5 тыс. свыше 100 тыс. граждан.

Куда и как жаловаться на плохую воду?

Если вода явно плохого качества: например, ржавая, мутная или с очевидным неприятным запахом — для начала стоит обратиться с жалобой в местную управляющую компанию. Если управляющая компания не предпринимает ничего для устранения проблемы или игнорирует претензии, следующий шаг — ресурсоснабжающая организация, например, в Москве это Мосводоканал. Организация должна не только попытаться устранить проблему, но и провести исследование питьевой воды и установить причину загрязнения. Если же и водоканал проигнорировал жалобу или не смог решить проблему, обращаться стоит напрямую в Роспотребнадзор.

Чтобы обратиться с официальным запросом, нужно собрать доказательства и оформить жалобу. Доказательствами, прежде всего, являются фото и видео, подтверждающие, что из крана течет загрязненная вода, а также показания, подтверждающие наличие неприятного запаха. К обращению можно приложить результаты анализа воды (если его проводили), договор с управляющей компанией и оплаченные квитанции за воду. Единый образец самой жалобы не установлен, писать ее можно в свободной форме. Обязательно нужно указать причину обращения и конкретные случаи, когда из крана шла загрязненная или ржавая вода. Также гражданин имеет право потребовать компенсацию морального ущерба, стоимости поврежденного имущества (если имущество пострадало) и возмещения денег, потраченных на покупку бутилированной воды.