Использовать с пользой. Как решить проблему утилизации батареек?

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Сегодня отработанные батарейки все чаще становятся темой № 1 в разговоре об экологии. Действительно, собирать батарейки начали повсеместно. Около супермаркетов и в магазинах устанавливают специальные контейнеры, куда можно отнести использованный источник энергии. Наиболее активные и ответственные ставят боксы в подъездах домов. В школах проходят акции, и также организованы места сбора отработанных батареек. Итак, эту экологическую инициативу быстро подхватили. В итоге, собирать-то собирают, а вот что делать дальше? Как добиться безопасной утилизации? Вот эти вопросы все чаще стали звучать не только в среде экологов и людей неравнодушных — о проблеме заговорили на государственном уровне. Ведь сложно заботиться об экологии своей страны, когда прекрасная инициатива есть, а вот системы и инфраструктуры нет. 

   
   

Без ртути и свинца

Технология производства батареек не стоит на месте. С каждым годом эти компактные источники питания становятся все более совершенными с точки зрения эффективности, основной показатель которой, чем дольше она работает, тем лучше. В погоне за этим эффектом производители используют все новые химические соединения и элементы, чтобы максимально увеличить энергоемкость. И лишь во вторую очередь задумываются о «жизни батарейки после смерти». Сначала их просто свозили на свалки, однако когда были обнародованы исследования о негативном влиянии продуктов распада батареек на окружающую среду, в частности кадмия, свинца и ртути, об этом серьезно заговорили на государственном уровне. В Евросоюзе еще в 90-х годах прошлого века появились директивы, которые сначала ограничили количество ртути и свинца в батарейках, а затем и полностью запретили производителям использование этих веществ. Сегодня современная технология производства использует менее опасные элементы, однако, например, применяемый в процессе производства тионилхлорид, сложно назвать неопасным не только для экологии, но и для здоровья. При разгерметизации корпуса батарейки вещество распадается на сернистый газ и соляную кислоту. Осознав масштаб экологической беды, которую несут так называемые «захоронения» используемых батареек, в мире решили их перерабатывать, и получаемые материалы вторично использовать в различных отраслях производства. 

Запасы марганца

В щелочных батарейках, например, содержится около 25% марганца, т. е. из 1 тонны переработанных батареек можно получить около 250 килограммов чистого металла, руды же для этого потребуется в 8 раз больше, и это не считая затрат на электроэнергию, воду, а также человеческий труд. К слову, 97% марганца наша страна вынуждена импортировать. Извлекаемые из щелочных батареек вещества используются для оцинковки, в металлургической промышленности, в фармацевтике и даже для создания таких привычных предметов как карандаши.

К сожалению, хотя из всех батареек извлекают полезные материалы, никто до сих пор не придумал прибыльной технологии утилизации, особенно это касается переработки щелочных и литий-ионных элементов питания. Поэтому ЕС вынудил производителей аккумуляторов и батареек платить за переработку своей продукции. Так появилось понятие «расширенная ответственность производителя» (РОП). В этих документах производителя обязали отвечать за продукт на всём протяжении цикла: от того, из чего и как он сделан, и до утилизации. Что интересно, вопрос о РОП в Европе начали решать с батареек, а в Америке с упаковки.

У них, а у нас?

В нашей стране батарейки собирать стали давно. Во-первых, для обывателя это не слишком затруднительно — собрал, да и отнес в специальный контейнер; во-вторых, получил удовлетворение от содеянного — внес лепту в защиту экологии. Особенно активизировался этот процесс в этом году, тем более, что 2017-й объявлен в России годом экологии. В качестве примера, несколько слов об экологической активности ижевских общественников и их проекте «Зеленый паровоз». Использованные батарейки собирали, как говорится всем миром: установили специальные контейнеры практически за свой счет, искали спонсоров, проводили дни информирования, просветительские акции. Итог: насобирали десятки тонн. Возник вопрос, что с ними делать дальше? Так активисты вышли завод по переработке отходов промышленного производства в Челябинске. Следующий вопрос возник транспортный, как туда доставить собранный груз? Снова всем миром собирали средства на транспортировку. Доставили. Так на примере ижевских активистов мы и пришли к главной проблеме: отсутствие инфраструктуры вступает в противоречия с инициативой! По всей стране на складах и в подвалах хранятся тысячи тонн батареек собранные не только благодаря гражданской инициативе, но и результаты деятельности промышленных предприятий, которая привела к их накоплению, это отметил генеральный директор компании «АльтерЭко» Владимир Мацюк. По его мнению, начинать в этом вопросе нужно с логистики, также эффективное взаимодействие возможно только после утверждения нормативов и требований к процессу утилизации и введения РОПа.

Владимир Мацюк. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

На высоком уровне

Проблему отработанных батареек больше не обсуждают кулуарно. О ней заговорили на самом высоком уровне. Исходя из поручения Президента страны Владимира Путина от 9-го ноября текущего года Минприроды РФ внесло в Правительство проект распоряжения о внесении изменений в перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащую утилизации после утраты ими потребительских свойств. Один из пунктов посвящен батарейкам. 

В издательском доме «Аргументы и Факты» прошел круглый стол, на котором законодатели, экологи, активисты и представители промышленности постарались обозначить и не упустить все аспекты будущего закона. 

   
   

«О чем говорят все эти постановления? Мы должны сегодня посмотреть на ответственность производителей, тех, кто привозит сегодня батарейки к нам в Россию. Пересмотреть экологический сбор, который сегодня рассматривается пока только с позиции производителя. В Государственной Думе поставили боксы по сбору батареек, в этом плане инициаторами была партия „Единая Россия“. В рамках партийного проекта „Экология России“ сбор этих батареек будет не только в Государственной Думе и Совете Федерации, он будет во всех регионах России. Мы сегодня делаем упор на молодежь, потому что именно подрастающее поколение очень активно включилось в эти программы, и мы надеемся, что будут охвачены все регионы страны, эта программа будет всероссийская. Хотели бы услышать предложения и замечания людей, которые непосредственно работают в этой сфере, рассмотреть все этапы, начиная от сбора и заканчивая утилизацией батареек, потому что в рамках моей работы в ГД готовим поправки к закону об отходах производства и потребления, где планируем четко определить ответственность производителя. Принятие закона позволил бы сегодня системно отработать весь порядок движения не только ввоза батареек на территорию страны, варианты по продаже, как собрать, как переработать и, где это будет использовано», — отметил член Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин. 

Александр Фокин. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Об экологии с детства

Например, в Бельгии самый большой процент собранных для утилизации батареек собирают школьники. Наши тоже не отстают. «Сдай батарейку — сохрани природу» — проект-победитель всероссийской акции «Сделаем вместе!». Его придумали и разработали воронежские школьники, став призерами конкурса проектов по экологии, который завершился в Артеке. 

«Образование детей — это вклад в наше с вами будущее. Например, в акции „Сделаем вместе!“ приняли участие все 85 регионов страны, более 1 миллиона 800 тысяч школьников провели 43 040 уроков. Это огромное количество детей, неравнодушных к проблемам экологии. Но важно ещё, чтобы результаты деятельности не легли на полку, поэтому движение „Сделаем вместе“ поддержало акцию „Сдай батарейку — сохрани природу!“, она стартует уже в 2018 году. Уверен, что только вместе мы сможем сохранить уникальную природу нашей необъятной родины, и эти дети, повзрослев, передадут эстафету экологического сознания дальше», — отметил руководитель аппарата партийного проекта «Экология России» Роман Романов. 

Роман Романов. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Сегодня в России очень мало предприятий по переработке батареек. При этом есть много вопросов по соблюдению всех норм на этапе утилизации. Эта тема новая и еще не развита, индустрия находится на стадии формирования и сейчас нужно только отладить ее работу, — обозначил проблемные вопросы направления Руслан Губайдуллин — исполнительный директор Ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна».

Утилизация — дословно переводится, как использование с пользой. Только решив все эти вопросы, проблему отработанных батареек можно решить, преследуя сразу две цели — экологическую и даже достигнув коммерческого эффекта, если правильно расставить акценты, и именно над этим предстоит поработать нашим законотворцам в ближайшее время.