Инженерные изыскания. Что нужно для предотвращения экологических катастроф?

Организаторами Российского форума изыскателей выступили Минстрой РФ и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Мероприятие состоялось 16 октября 2020 года в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете на Ярославском шоссе в Москве.

   
   

На открытии форума выступил министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, который обратил внимание аудитории на реализацию национальных проектов России, важность образования и науки для успешной их реализации, а также на важность подготовки кадров для отрасли и очень важный вопрос профессионального взаимодействия между изыскателями и проектировщиками: «Это взаимодействие должно быть максимально прозрачным, четким и понятным».

Достаточно много вопросов и дискуссий на форуме также вызвала и экологическая повестка. Именно об экологическом контексте после мероприятия «АиФ» поговорил с модератором форума, президентом Ассоциации СРО «Центризыскания» Владимиром Пасканным и управляющим партнером АНО «Центр экологической и социальной информации и разработок» Владиславом Жуковым.

Николай Терещенко: Владимир Иванович, в этом году произошла авария на Таймыре, повлекшая серьезный экологический ущерб. До сих пор непонятна ситуация на Камчатке, где в Авачинской бухте погибло много морских обитателей. Судя по всему, изменение климата, о котором последнее время так много говорится, даёт о себе знать уже на технологическом и техническом уровне. Как вы оцениваете обстановку с точки зрения инженерных изысканий в этом плане? На что нужно обратить внимание инженерам и руководителям вашей отрасли?

Владимир Пасканный: Климат на самом деле меняется. И это уже не гипотеза, а реальность, подтверждаемая данными многолетних наблюдений. По спутниковым снимкам год за годом прослеживается постепенное сокращение площади арктических льдов, на суше летнее оттаивание грунтов не компенсируется зимним промерзанием. В результате мерзлота деградирует, грунты под зданиями и сооружениями проседают. И это очень серьезная угроза. Ведь много лет немерзлые грунты занимают около 65%  территории нашей страны. Это обширные территории в Сибири и на Дальнем Востоке. Там расположены крупные промышленные предприятия, месторождения полезных ископаемых, нефте- и газопроводы, дороги, коммунальная инфраструктура. 

Я бы не хотел комментировать какие-то конкретные аварии. Особенно когда официальные расследования ещё продолжаются. Но в любом случае ответом на все эти вызовы должно быть строгое следование требованиям нормативных документов, которые касаются инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Если речь идет о производственном объекте, естественно, следует строго соблюдать требования технологической безопасности. Ну и, конечно, было бы хорошо, если бы собственники предприятий своевременно обновляли основные фонды.

Я не думаю, что именно в части регулирования проектно-изыскательских работ ужесточение требований нормативно-технических документов под влиянием какой-то очередной аварии приведет к снижению рисков загрязнения природной среды. Все требования давно прописаны, и базовые технологии обеспечения безопасности объектов известны! Просто надо исполнять то, что прописано в нормативных документах и методиках. С другой стороны, и смягчение  требований под лозунгом создания каких-то более благоприятных условий для инвесторов сегодня вряд ли уместно. Инвесторы и собственники сооружений сами должны осознавать, что ситуация серьёзная и ждать послаблений не приходится. Допустим, сегодня одна организация допустила крупную утечку углеводородов в реку или в грунт, завтра у другой организации случилось такое же ЧП, но более мелкого масштаба, послезавтра где-нибудь произошла разгерметизация нефтепровода… Таких эпизодов набирается по несколько тысяч в год. А потом в один прекрасный жаркий день окажется, что мы с вами захотим набрать воды в колодце, чтобы утолить жажду, а вода отравлена. Это уже не вода, а разбавленное машинное масло. Потому что все водоносные горизонты вокруг давно загрязнены.  

   
   

Следующий очень важный момент состоит в том, чтобы и профессионалы, и органы государственной власти, и бизнес, и гражданское общество работали в режиме диалога и постоянного обмена информацией. В условиях, когда ситуация меняется, это очень важно. Именно поэтому лично я считаю необходимым проведение конференций, семинаров и таких мероприятий, как Российский форум изыскателей. Специалисты, которые действительно работают  «на земле» и «в поле», должны иметь возможность обмениваться идеями и накопленным опытом. Это позволяет двигать вперед строительную науку и актуализировать методические подходы к решению конкретных прикладных задач. Органы власти обязаны знать, что происходит на местах. Бизнесу тоже следовало бы почаще прислушиваться к тем рекомендациям, которые высказывают профессионалы.   

Специалисты в области инженерных изысканий сегодня владеют самыми современными технологиями геотехнического мониторинга сооружений. Электронные датчики, установленные на объекте, позволяют отслеживать в режиме онлайн даже самые незначительные деформации задолго до того, как они приводят к разрушениям. По беспроводной связи эти данные могут передаваться на компьютер, и дежурные службы эксплуатирующей организации в случае возникновения нештатной ситуации могут оперативно принять все необходимые меры.  

Существуют системы наблюдения за температурой грунта, который служит основанием для фундамента здания или сооружения, — так называемый геокриологический мониторинг.  Всё это недешево. Но такой объект, как резервуар с топливом, да к тому же расположенный в непосредственной близости от водоёма, должен быть оснащён такими системами. Не говоря уже о более серьезных промышленных объектах. Разработаны и широко применяются технологии искусственного поддержания оптимального температурного режима грунта, который служит основанием для фундамента.    

Данные геотехнического и геокриологического мониторинга сооружений должны постоянно накапливаться, систематизироваться, анализироваться. На этой основе необходимо разрабатывать и постоянно наполнять новой информацией многовариантные прогнозные модели изменения инженерно-геологических условий. Далее в зависимости от реальной ситуации инженерные службы должны оценивать риски и проводить соответствующие мероприятия по инженерной защите.

Если всё это будет выполняться, тогда и новые объекты будут проектироваться более качественно, с прицелом на безопасную эксплуатацию в течение многих десятилетий. Изыскательская наука развивается именно в этом направлении. В области исследований многолетнемерзлых грунтов Россия на самом деле занимает лидирующие позиции в мире. Проблема в том, что знания наших ученых не всегда востребованы бизнесом и государством. И последствия, как видите, начинают проявляться. Хотя есть и положительный опыт. 

Должен сказать, что учёт в ходе проектирования результатов всего комплекса изыскательских работ, который включает в себя инженерную геодезию, инженерную геологию, инженерную гидрометеорологию и инженерную экологию, как раз и позволяет разместить опасный объект таким образом, чтобы даже в случае техногенной аварии максимально снизить ущерб для окружающей среды и не допустить масштабной экологической катастрофы. Принимается во внимание буквально всё: и роза ветров, и рельеф местности, и наличие плотных водонепроницаемых грунтов, которые не позволяют вредным веществам проникать глубже в почву, и многое другое. 

Н. Т.: Какие предложения, а может быть, и решения выработал форум, чтобы избежать подобных катастроф в дальнейшем?

В.П.: Вы правильно сформулировали вопрос. Действительно, основная цель Российского форума изыскателей состоит в том, чтобы генерировать предложения, способные помочь изыскателям эффективнее решать производственные задачи, связанные с обеспечением безопасности тех зданий и сооружений, которые сегодня только ещё планируется построить. В том числе в рамках национальных проектов. Очевидно, что безопасность зависит от очень многих факторов: от полноты и достоверности данных инженерных изысканий, от качества проектных решений, разработанных на основе результатов инженерных изысканий, от правильного выбора строительных материалов, от качества строительно-монтажных работ, от надежности инженерных коммуникаций. Это очень кропотливая, тяжелая, системная и коллективная работа, которая в конечном итоге и обеспечивает желаемый результат. Мы сконцентрировались на вопросах организации инженерных изысканий, в результате которых собирается информация, позволяющая спроектировать объект таким образом, чтобы исключить в дальнейшем его разрушение под влиянием негативных факторов, исходящих от окружающей среды, и, с другой стороны, свести к минимуму воздействие на окружающую среду самого проектируемого объекта. 

Инженерные изыскания так же, как и вся наша строительная отрасль, в настоящее время переживают очень сложный и очень интересный период технологической и структурной трансформации. Происходит постепенный переход на технологию информационного моделирования (ТИМ), которая пока что более широко известна благодаря английской аббревиатуре BIM (building information modeling). В рамках этой технологии вся информация о проектируемом и строящемся объекте собирается в рамках единой электронной базы данных, в которой используются возможности трехмерной графики. В результате появляется некий цифровой двойник будущего объекта, насыщенный самой разнообразной информацией о его дислокации, конструктивных элементах, инженерных системах, применяемых строительных материалах и т. д.  В дальнейшем программа позволяет использовать эту базу данных в целях разработки подробного календарного плана организации строительно-монтажных работ, а также контроля над их проведением. После того как здание построено, готовый цифровой двойник передается эксплуатирующей организации. 

В настоящее время разработчики программного обеспечения работают над тем, чтобы в эту информационную модель были интегрированы также и материалы инженерных изысканий. Это очень большой массив разнообразных данных о той окружающей среде, в которой строится объект. Это информация о точной дислокации объекта и рельефе местности, о свойствах грунтов, которые служат основанием для фундамента, о природно-климатических условиях территории и режиме рек, находящихся в непосредственной близости, о химическом составе почв и подземных вод, об уровне загрязненности воздуха, о возможном воздействии нашего объекта на окружающую среду и многое другое. 

Например, когда вы заранее просчитываете последствия воздействия будущего объекта на окружающую среду (в том числе и последствия возможных аварий), вы можете проектировать какие-то дополнительные искусственные сооружения, чтобы не допустить в будущем наступления таких последствий. Или, по крайней мере, минимизировать возможный ущерб. Предусмотреть, например, выделение большего объема грунта для устройства искусственной насыпи между местом размещения большого резервуара с топливом и протекающей неподалёку рекой. 

Когда всё это будет реализовано и внедрено в практику, эксплуатирующие организации получат практически идеальный инструмент для организации мониторинга и самого объекта, и опасных природных процессов, которые могут развиваться в непосредственной близости от него, включая динамику деградации мерзлоты, развитие карстовых и оползневых процессов, разжижение грунтов во время землетрясений. Это позволит лучше прорабатывать и реализовывать систему мер, направленных на недопущение их развития и предотвращение аварийных ситуаций. Появится некая цифровая платформа, позволяющая управлять всем жизненным циклом объекта от момента выбора места для его размещения до проектирования, строительства, эксплуатации и последующей утилизации.

Тема интеграции данных инженерных изысканий в информационную модель обсуждалась в рамках нашего форума. Изначально программные комплексы информационного моделирования разрабатывались таким образом, что объект проектируется в каком-то вакууме, в полном отрыве от окружающей среды. При этом данные инженерных изысканий учитываются как бы отдельно. В настоящее время ведущие мировые производители постепенно устраняют эту недоработку. Но и отечественным программистам есть что предложить рынку. Думаю, что в итоговой резолюции мы будем рекомендовать государственному регулятору поддержать этот процесс. 

Внедрение технологии информационного моделирования на стройке, безусловно, положительно скажется на безопасности будущих объектов капитального строительства. Кроме того, будет очень серьезно усовершенствована система управления всеми производственными процессами в ходе реализации строительного проекта. Причем главную роль в этом должны будут играть не компьютеры, а как раз люди: хорошо подготовленные руководящие специалисты по каждому из направлений деятельности. В Градостроительном кодексе они определены как специалисты по организации работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Также принято использовать термины «главный инженер проекта» (ГИП) и «главный архитектор проекта» (ГАП). 

В рамках каждого проекта будет собираться команда этих специалистов, и мы очень надеемся, что ГИП по инженерным изысканиям станет полноправным членом этой большой команды. Одна из тематических сессий форума была посвящена вопросам развития системы образования. Проблема в том, что инженерные изыскания — это конгломерат представителей очень разных профессий, каждая из которых подразумевает наличие особых компетенций. В настоящее время рассматривается вопрос о развитии направления, связанного с подготовкой универсальных специалистов, обладающих компетенциями в каждом из видов изысканий, а также навыками в области командного управления, налаживания коммуникаций и финансового администрирования. Московский государственный строительный университет (МГСУ), где проходил наш форум, как раз и должен стать центром развития этого направления в области образования и повышения квалификации специалистов. 

Любой бизнес-процесс должен быть выстроен качественно. Должно происходить какое-то расширенное воспроизводство, предприятие должно обновлять свои основные фонды, закупать новую технику, работодатель должен заботиться о развитии профессиональных навыков своих сотрудников. В инженерных изысканиях так происходит далеко не всегда. 

К сожалению, наша сфера деятельности многими воспринимается как вспомогательная. Мы не производим конечный продукт, который можно реализовать на рынке. Это информационная услуга, необходимая для того, чтобы на основе наших данных разработать проектную документацию, построить объект и затем его продать. С одной стороны, заказчики понимают, что это самостоятельная сфера деятельности, где требуются особые профессиональные знания и особые подходы к управлению процессами. С другой стороны, выделять изыскания в самостоятельный контракт в рамках  системы государственных закупок никто не решается. У нас много так называемых скрытых работ, качество которых сложно проверить в момент приёмки. Особенно если заказчик не обладает соответствующими профессиональными знаниями. Поэтому закупочные процедуры по изысканиям, как правило, проводятся в одном пакете с проектированием. То есть изыскатели практически всегда работают на субподряде у организации, которая занимается разработкой проектной документации. Соответственно, деньги, которые выделяются на изыскания, до конечного исполнителя работ доходят далеко не в полном объеме. Рентабельность изыскательских предприятий сегодня составляет 4-6%. Банки всё это очень хорошо отслеживают и отказываются предоставлять изыскательским организациям кредиты. Как следствие, возникают проблемы, связанные с техническим перевооружением.  

Согласно прогнозам аналитиков, в результате реализации национальных проектов объемы изыскательских работ в ближайшее время вырастут на 20-25%. Для того чтобы справиться с этими объемами, основные фонды изыскательских предприятий должны быть увеличены на 39 млрд рублей. В работе нашего форума принимал участие министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев. Пользуясь случаем, один из участников, руководитель Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) и хорошо известной изыскательской компании «Геопроектизыскания» Николай Алексеенко, напрямую предложил ему реализовать программу предоставления государственных гарантий под кредитование тех изыскательских организаций, которые участвуют в реализации национальных проектов. Объем финансирования такой программы в течение 5 лет должен составлять 6,7 млрд рублей. На мой взгляд, это было бы очень правильное и своевременное решение. Но для этого потребуется серьезное экономическое обоснование. Думаю, что в ближайшее время общими усилиями мы его подготовим. 

Вообще, я должен сказать, что внимание руководителей органов государственной власти к инженерным изысканиям — это индикатор наступления очень позитивных перемен и в строительной отрасли, и в экономике в целом. Если руководство проявляет интерес к изыскательской деятельности и это приводит к появлению тех или иных конкретных решений, значит, впереди нас ждёт интересный период содержательной созидательной деятельности. Так было и в период строительства в России первых железных дорог, и в годы первых пятилеток, и во время восстановления экономики после Великой Отечественной войны, и в момент начала строительного бума 1960-х — 1970-х годов.  И сейчас от того, насколько нам удастся вывести изыскательское дело на какой-то более высокий организационный и технологический уровень, будет зависеть успешная реализация национальных проектов.      

Н. Т.: Владислав Владимирович, недавно был создан Международный образовательный консорциум «Кадры для „зеленой“ экономики». Его работа нацелена на выработку стандартов при подготовке экологов в разных отраслях, а также на создание системы оценки профессиональных квалификаций. На ваш взгляд, нужно ли привлекать инженеров-изыскателей к этой работе? И если да, то в каком ключе?

В. П.: Да, действительно, такой консорциум создан. Дело в том, что в нашей стране запущенна комплексная экологическая реформа, целью которой прежде всего является переход на высокотехнологичные и экологические производства. Они должны не только стать высокоэффективными с экономической точки зрения, но и наносить минимальный вред окружающей среде и здоровью населения. Одновременно нужно минимизировать использование наших природных богатств, ресурсов. Это и называется в современном мире устойчивым развитием или «зеленой» экономикой. 

Несомненно, для реализации этих задач требуются квалифицированные кадры, которых, к сожалению, в нашей стране остро не хватает. Именно поэтому было принято решение о создании консорциума «Кадры для „зеленой“ экономики», призванного подготовить и аттестовать специалистов экологических специальностей и дисциплин, прежде всего по направлениям инженерной экологии. 

Что же касается инженеров-изыскателей, то их роль в комплексной экологической модернизации нашей промышленности и других направлениях экологии трудно переоценить. Практически все задачи национальных проектов базируются на создании новой инфраструктуры, инженерной инфраструктуры. А строительство инфраструктуры начинается с исследований и изысканий. В частности, национальный проект «Экология» — это такие федеральные программы, как «Вода России», «Реформа ТКО», «Ликвидация накопленного экологического ущерба» и другие. Все они связаны первоначально с инженерными изысканиями. Модернизация любого предприятия не может быть проведена без предварительного аудита, оценки НДТ и рекомендаций по внедрению наиболее эффективных экологически безопасных технологических решений, а это и есть прежде всего изыскания. Вот поэтому интеграция инженеров-изыскателей в проводимую в России экологическую реформу — одна из самых актуальных задач нашей природоохранной политики.