Ход атома. В мире 30% электричества выработали из возобновляемых источников

Солнечная и ветровая энергия в прошлом году обеспечила 30,3% генерации электричества в мире, констатирует британское аналитическое агентство Ember. Это рекорд, хотя рост доли по сравнению с 2022 годом составил менее 1%. Эксперты делают вывод, что такая динамика позволит со временем подвинуть ископаемое топливо, о чем говорили на климатическом саммите в Дубае в прошлом году.

   
   

Растет доля солнечной и ветровой энергии, но половину из всех возобновляемых источников приносят гидроэлектростанции. По данным Ember, в мире на них приходится ровно 15% выработанного электричества. Солнечный свет дает 4,5%, ветер — 7,8%, биоэнергетика — 2,4%. Оставшееся — энергия приливов и отливов, геотермальные станции и прочие совсем экзотические источники. 

Примечательно, что больше половины прироста «чистой генерации» пришлось на Китай, хотя традиционно считается, что в Поднебесной предпочитают сжигать уголь на тепловых электростанциях. Выработка энергии солнечными панелями в мире увеличилась на 23,2%, ветряками — на 9,8%, добавляют в Ember. 

Прогноз аналитиков такой: в этом году доля электричества, выработанного из ископаемого топлива, сократится на 2% и станет меньше 60%. В результате сократится объем выбросов, что хорошо для экологии. «Чистая» энергетика еще в 2019 году обогнала «угольную» по объемам выработанных мощностей. С тех пор их соотношение держится примерно на одном и том же уровне. Но в дальнейшем разрыв должен кратно расти в пользу более экологичного варианта. А следом, полагают экологи-оптимисты, возобновляемая энергетика точно так же объедет нефть и природный газ.

Высоко в горах, не в нашем районе

Россия за прошлый год выработала 6 ГВт электроэнергии из возобновляемых источников, это менее 0,8% от всей генерации в стране, привел данные доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян

«Возобновляемые источники энергии — перспективное направление генерации, но тут есть свои сложности, — говорит он. — Солнечные батареи или ветрогенераторы остаются весьма сложными как в производстве, так и в обслуживании, особенно в наших суровых климатических условиях. По 300-350 солнечных дней в году у нас бывает разве что в Крыму и Севастополе или Бурятии, в менее ясных местах световая генерация не имеет смысла».

В Бурятии этими возможностями активно пользуются, продолжает эксперт. Там уже есть два солнечные электростанции общей мощностью 55 МВт, планируют запустить еще одну на 50 МВт, тогда регион свои энергетические потребности на 20-30% будет удовлетворять за их счет. 

   
   

«Для нас наиболее перспективны геотермальные источники энергии, атомные и гидростанции, — продолжает Хачатурян. — Развитие этих видов генерации энергии обеспечит и рост нашей экономики, и все потребности населения. Ископаемое топливо все-таки не беспредельно».

Успехи возобновляемой энергетики в мире остаются, скорее, геополитическим лозунгом, считает эксперт. Весь «зеленый переход» Европы с отказом от российских углеводородов пока привел лишь к тому, что импорт нефти из Индии в страны Старого Света за прошлый год вырос на 115% — больше чем в два раза. Понятно, что добыто это все топливо было в России. 

«При этом сохраняется на высоком уровне и прямой импорт нефти из России в ЕС: в 2023 году он составил 30 млрд евро, — добавляет Хачатурян. — Это несмотря на все попытки отказа от российских углеводородов. Разумеется, сбрасывать со счетов возобновляемую энергетику нельзя. Но пока все ее успехи — это про будущее, прямо сейчас заместить углеводороды солнечным светом и ветром никто не сможет». 

Атомное будущее

Солнечная и ветровая энергия — промежуточный этап в развитии человечества, считает независимый эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто. И причины тут чисто экономические: высокие себестоимость и нестабильная выработка делают их не слишком привлекательными для частного бизнеса, в такие проекты мало кто готов вкладываться.

«И солнечная, и ветровая генерация уйдут в историю, их будут применять только в труднодоступных местностях или при автономном проживании, — считает он. — Со временем все государства пойдут по пути строительства атомных электростанций».

По данным Ember, в 2022 году на долю АЭС пришлось 9,2% выработанной в мире электроэнергии.

Пока основной сдерживающий фактор наступления атомного будущего — политика стран Запада, где многие с недоверием относятся к таким технологиям, продолжает эксперт.

«Для России, как лидера по строительству атомных электростанций и производству топлива для них, есть неплохие перспективы, — уверен Солабуто. — Но пока ситуация и отношение не изменятся, у нас будут сложные времена с продажей как углеводородов, так и топлива для атомных электростанций».