Экологи Поволжья бьют тревогу, или Почему химики пренебрегают безопасностью

Фото: Даниил Маевский

В России 2021 год объявлен Годом экологии. 2020-й принес нам немало техногенных катастроф, в том числе и связанных с деятельностью особо опасных предприятий, которые нанесли ущерб природе на сотни миллиардов рублей. Довольно часто причиной ЧП являлось банальное отсутствие должного внимания со стороны контролирующих органов. 

   
   

Сплошное недоумение

Увы, нередко предприятия, относящиеся к 1-3 классу опасности, чье производство несет потенциальную угрозу окружающим, в том числе экологии, сами не желают соблюдать необходимые требования и годами экономят на безопасности. 

24 ноября 2020 года «АиФ» подробно писал о том, как наше журналистское расследование открыло для контролирующих и надзорных органов Самарской и Нижегородской областей проблему в виде химических предприятий по производству коагулянта, где грубо пренебрегали мерами безопасности, в том числе экологическими, в материале «Опасное производство. Химзаводы подозревают в несоблюдении мер безопасности».

На протяжении года, пока шло журналистское расследование, чтобы привлечь внимание контролирующих органов — Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, МЧС и т. д., — к нарушениям, которые явно имели место на предприятиях, мы неоднократно направляли не только запросы, но и обращения. Но, как правило, те, от кого зависело наведение порядка, реагировали достаточно вяло, и многое на предприятиях, использующих в производстве серную и соляную кислоты, как выяснилось позднее, почему-то и вовсе не замечали. 

Местные экологи, в отличие от владельцев предприятий и контролеров, наоборот, били и бьют до сих пор во все колокола, считая, что химические объекты в нынешнем их состоянии несут непоправимую угрозу для людей и природы.

— Мы еще до выхода материала в «АиФ» обращали внимание на предприятия, обосновавшиеся на территории бывшего завода «Фосфор» (ныне — «Химзавод») в Тольятти. Эта зона и так представляет собой сборник таблицы Менделеева, а при отсутствии надлежащего контроля и вовсе ситуация усугубляется, складывается впечатление, что данные государством послабления на контроль за деятельностью бизнеса только еще больше расслабили тех, кто и в лучшие-то времена работы системы не особо переживал за безопасность на своих предприятиях, особенно экологическую, — аргументирует свою позицию Станислав Волохин, председатель Совета Самарского областного регионального отделения «Российского экологического движения». — Печально осознавать тот факт, что владельцы некоторых организаций, чья деятельность связана с применением особо опасных веществ, зарабатывая огромные деньги, не желают не только вкладываться в модернизацию, но и делать элементарные вещи, чтобы привести свою работу к установленному законом порядку.

Фото: Даниил Маевский

Почему закон по боку?

Так, например, только после вмешательства прокуратуры Центрального района Тольятти у ряда контролеров все же открылись глаза на грубые нарушения в работе одного из предприятий по производству коагулянта: ООО «Алхим», входящего в холдинг ООО «Метахим». 

   
   

Если еще в 2019 году Ростехнадзор, проводя плановую проверку, заметил здесь лишь незначительные нарушения, перечень которых сводился к описанию на 3-4 листах, а в августе 2020 года, когда в дело вмешалась прокуратура и фактически понудила контролеров выйти на объект с комплексной проверкой, нарушений оказалось столько, что они едва уместились на 50 листах. 

Среди претензий были те, которые требовали немедленного приостановления деятельности предприятия ввиду его опасности не только для людей, но и для окружающей среды. Однако лицензирующий орган делать это почему-то не спешил. Такую же выжидательную позицию заняла Инспекция по труду, которая насчитала свыше 20 нарушений. Список претензий регионального МЧС, которое ранее согласовывало паспорт безопасности промышленного объекта, растянулся аж на 85 пунктов. То же и по линии Роспотребнадзора. Практически по всем направлениям контролеры выявили нарушения, относящихся к числу грубейших и носящих угрозу жизни и здоровья людей.

Природа молчит и терпит

А о недочетах по линии природоохранного законодательства вообще умалчиваем. Не дождавшись реакции со стороны Минприроды регионов и Росприроднадзора, нам пришлось выполнить их работу самим. Итог лабораторного исследования почвы и воды — превышение ПДК по всем показателям, которые могут быть связаны с производством коагулянта, в 6-7 раз. 

Такая же картина была и на другом объекте «Метахима», находящимся в Нижегородской области: ООО «Аква-Реагент», где контролирующие органы ранее не обращали внимания на ряд серьезных нарушений.

Однако надо отметить, что оба предприятия до сих пор не имеют надлежащей охраны. 

Ростехнадзор даже не вспомнил о том, что данного типа объекты, согласно ФЗ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и постановлению правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности», должны охраняться подразделениями Росгвардии или ФГУП «Охрана». Кстати, сама Росгвардия на наши запросы и запросы экологов по данному поводу отвечала весьма уклончиво.

В Москве, в Сибири и на Дальнем Востоке есть судебная практика по подобным производствам, что свидетельствует о конструктивной работе контролирующих органов. В Приволжском федеральном округе также есть практика в отношении компаний, занимающихся производством коагулянтов, и достаточно успешная, но вот только почему-то указанные организации в ней до последнего времени отсутствовали.

Однако о том, что все встало на свои места, пока говорить рано. Как и рано делать выводы о том, почему контроль столь длительное время был, мягко говоря, не особо впечатляющим. Есть вещи, которые вызывают недоумение даже после публикации. 

Например, до места событий, чтобы взять материал для исследований и провести свои проверки, почему-то успешно добралось только Минприроды Нижегородской области. Результат, признаться, поразил и нас: содержание в воде сульфатов и хлоридов составляет более 25000 мг на литр, что свидетельствует о высоких концентрациях минеральных солей. Только вот об итогах разбирательств неизвестно до сих пор. Как неизвестно и о том, что было сделано по Самарской области. 

Фото: Даниил Маевский

Что до Росприроднадзора, то в обоих субъектах этот орган так и не смог выполнить свои функции. 

— Нам Росприроднадзор ответил, что им выход на внеплановую проверку не согласовала Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, — комментирует Станислав Волохин. — Хотя, насколько мне известно, по законодательству разрешение прокуратуры для забора проб на лабораторное исследование и замеров воздуха не требуется. Но и оно почему-то проведено не было.

В Волжской природоохранной прокуратуре нам разъяснили, почему службы Росприроднадзора, отвечающие за данные регионы, не смогли получить данное согласование. 

«Отказ в согласовании проведения внеплановой проверки в отношении указанных организаций был произведен в связи с несоблюдением территориальным управлением Росприроднадзора требований к оформлению решения о проведении внеплановой выездной проверки, на что прокуратурой было указано в отказе. Но данные нарушения требований управлением так и не были устранены. В связи с допущенными нарушениями законодательства о государственном контроле руководителям указанных межрегиональных управлений Росприроднадзора внесены представления», — сообщила старший помощник прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мария Сидорова

Такое же затишье происходит и по линии других контрольных ведомств. Остается надеяться, что прокуратуры регионов доведут начатое до логического завершения.

Редакция же продолжит следить за развитием событий и обязательно проанализирует работу контролирующих органов на предприятиях по производству коагулянтов в других регионах. Надеемся, что ситуация, сложившаяся с ООО «Алхим» и «Аква-Реагент», — это единичный случай.