Дискуссия о масках. Как утилизировать средства индивидуальной защиты?

Пресс-центр «АиФ» провел круглый стол на тему «Использованные маски и перчатки — угроза инфицирования. Как решить проблему с утилизацией медицинских отходов в период пандемии?». Суть проблемы в следующем: государство предпринимает беспрецедентные меры по борьбе с коронавирусом, включающие в том числе дезинфекцию улиц, подъездов жилых домов и общественных пространств. Однако использованные средства индивидуальной защиты, которые сейчас массово носят граждане, выбрасываются в обычный мусор. Никаких специальных точек сбора для них не существует, и сейчас маски и перчатки можно найти где угодно — в обычных урнах, возле мусорных баков, просто на улицах и газонах. Насколько могут быть инфицированы эти использованные средства, никто точно сказать не может, по крайней мере широко в СМИ данная проблема пока не освещалась. Но, тем не менее, эти средства находятся в шаговой доступности от любого человека, в том числе — от детей. Кроме COVID-19, маски и перчатки могут быть заражены и другими инфекциями. 

   
   

Судя по всему, даже после выхода россиян из самоизоляции «масочный» режим может сохраниться, причем надолго. Нужна ли какая-то специальная система сбора, утилизации или уничтожения этих средств индивидуальной защиты? Этот вопрос собрал на круглом столе «АиФ» более 25 экспертов и создал интересную дискуссию.

Ничего страшного

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев, который открывал конференцию, высказал мнение, что срочных мер по изменению обращения с такими отходами предпринять просто не получится и расстановка отдельных боксов для сбора нецелесообразна. «Ситуация складывается двоякая, — заявил он. — С одной стороны, чисто психологически маски и перчатки воспринимаются как рассадник инфекций и вирусов. С другой стороны, на сегодняшний день нет ни одного подтверждения заражения коронавирусом от поверхности. Все санитарно-эпидемиологические службы Европы, включая Европейский центр профилактики и контроля заболеваний, а также Всемирную организацию здравоохранения, уже неоднократно подтверждали, что вирус передается только воздушно-капельным путем. Именно поэтому страны Европейского Союза, Канада, США, с одной стороны, не приостанавливали раздельный сбор отходов, но и специальный поток отходов, вызванный пандемией, тоже не был там сформирован. Почему нецелесообразно создавать такой поток? В первую очередь это требует значительных финансовых вложений. Начиная от закупки контейнеров, заканчивая организацией целой системы из перевозчиков, операторов и утилизаторов. Слишком большие финансовые вложения и слишком маленький объем в итоге, который все равно необходимо вывозить, определив, кем, как и куда. Маски и перчатки — это в основном пластик, неперерабатываемый материал, единственное применение которому — сжигание. Сколько времени потребуется на создание такой системы? За шесть лет экологической реформы в большинстве регионов страны даже обычный раздельный сбор мусора еще не налажен». 

Однако проблема обращения с медицинскими отходами действительно существует, признал депутат. «Оптимально — дать шанс в целом решению проблемы утилизации медотходов, образующихся в быту, — дополнил Николай Валуев. — Этот вопрос остается открытым уже очень давно. Почему бинты, шприцы, салфетки и перчатки в медицинских и лечащих учреждениях особо опасные, а точно такие же, точно так же загрязненные биологическими жидкостями, контактировавшие с больными людьми отходы из дома — это ТКО? И образуются они систематически: в семье кто-то болеет, может быть просто ревизия аптечки на наличие просроченных медикаментов и так далее. Сейчас пандемия и перчаточно-масочный режим должны к этому подтолкнуть. Почти все страны ЕС классифицируют подобные отходы как специальные. Сбор, хранение и обработка бытовых медицинских отходов в Европе финансируются или правительствами, или фармацевтическими предприятиями по принципу „загрязнитель платит“».

Фото: Николай Терещенко

Представители Роспотребнадзора вслед за депутатом высказали свою позицию. «Было много предложений по созданию отдельной системы обращения с такого рода отходами, мы их все внимательно рассматриваем, — сказал заместитель начальника управления санитарного надзора Андрей Гуськов. — Но сейчас нужно расставить точки над i и совершенно четко понять: по действующему законодательству эти виды отходов не относятся к медицинским, в отличие от масок, перчаток и других отходов, которые образуются в медицинских учреждениях. Почему так? В больницах идёт концентрирование больных людей. И естественно, оборот таких отходов санитарным законодательством нормируется, и эти правила исполняются — все подобные отходы собираются и уничтожаются отдельно. Что касается подобных отходов, образующихся в быту, мы еще в начале года, сразу после рекомендаций ВОЗ, выпустили свои рекомендации, которые заключаются в следующем — использованные маски и другие средства индивидуальной защиты необходимо упаковывать в два пакета, до 3 дней дать им „отстояться“. Затем можно их выбрасывать вместе с обычными коммунальными отходами, с ТКО». Также Андрей Гуськов отметил, что предприятия, которые занимаются сортировкой и переработкой мусора, сталкиваются с подобными отходами круглый год, а не только сейчас во время пандемии. И для данных предприятий созданы специальные профессиональные стандарты, которые сотрудники должны исполнять. Так что этот вопрос также урегулирован. Самое важное, на что обратил внимание представитель Роспотребнадзора, — это информирование населения о рекомендациях по обращению с такого рода отходами.

Наталья Беляева, советник 1-го заместителя председателя Комитета ГД РФ по экологии и охране окружающей среды также поддержала коллег из Роспотребнадзора, обратив внимание на то, что пока региональные операторы по ТКО не фиксируют большого увеличения в абсолютных объемах мусора индивидуальных средств защиты. «Заниматься нужно сейчас именно медицинскими отходами, которые образуются в медучреждениях, а маски, которые мы носим, — это ТКО. С ними на территориях торговых центров и других мест скопления людей могут разобраться специально обученные сотрудники. Специальной системы по сбору и утилизации, специальных боксов не требуется».

Мнение общественных советов и врача

Представители общественных советов исполнительных органов власти, не ставя под сомнение действующее законодательство РФ, тем не менее, обратили внимание на потенциальную опасность использованных масок и других средств индивидуальной защиты (СИЗ). Трактовка законодательства может быть разной. Так, Александр Закондырин, заместитель председателя Совета Минприроды РФ, отметил, что с юридической точки зрения между рекомендациями и обязательными нормативными актами существует большая разница. «ВОЗ неоднократно меняла свою позицию по маскам. То в этом нет смысла, потом смысл появился, не исключено, что скоро позиция ВОЗ опять поменяется». Рекомендации Роспотребнадзора, с точки зрения Александра, трудноисполнимы, так как они звучат для «домашних условий», а не для мест общего пользования или скопления людей. А медицинские маски, которые люди сейчас покупают в условиях пандемии, нужно относить к медицинским отходам, а не к ТКО. Это опасные отходы класса Б. Это не респираторы, не противопылевые маски, а маски, приобретенные с медицинскими целями.

   
   

Член Общественного совета Роспотребнадзора Маргарита Пальцева обратила внимание также на то, что при массовом использовании масок и перчаток они действительно находятся в шаговой доступности от любого человека, и особенно от детей. Детям сложно объяснить, что маски и перчатки трогать нельзя, и если раньше случаи попадания масок на газоны и прогулочные дорожки были единичными, то теперь это носит массовый характер.

Фото: Николай Терещенко

Евгений Тимонин, координатор Экологического совета муниципальных депутатов г. Москвы, член совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, продемонстрировал два видеосюжета, записанных утром перед круглым столом, на которых четко видно, что маски и перчатки действительно повсеместно попадают не только в урны, но и на обычные тротуары, газоны, скамейки. Особенно это было заметно на остановках и при выходе из метро, так как в транспорте граждане носят маски и перчатки в обязательном порядке. При вопросе о способе утилизации одноразовых масок или перчаток люди отвечали, что просто выбрасывают их в урну, когда выходят из транспорта. Никто не слышал ни о каких рекомендациях Роспотребнадзора складывать маску в отдельный пакет и хранить её там три дня, перед тем как выбросить.

Александр Козлов, депутат Московской городской думы и председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ, в своём выступлении отметил, что по любым вопросам, связанным с коронавирусом и пандемией, сегодня нет единой точки зрения. Ученые спорят между собой, эксперты спорят, и это нормально. Мир еще не сталкивался с подобными вызовами. Тем не менее в Москве с 1 июня «масочный» режим становится обязательным не только в магазинах, транспорте или аптеках, но и на прогулках, просто при перемещении по улицам. Следовательно, использование защитных средств возрастет. Да, маски согласно действующему законодательству являются ТКО, однако мало кто следует рекомендациям Роспотребнадзора по обращению с ними. «Народ нужно просвещать, а ситуацию с инфекциями изучать, потому что в любой момент она может повернуться на какой-то противоположный градус, — заявил депутат. — Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это работа тех людей, кто в сфере ТКО находится сейчас на передовой. Это дворники, это работники управляющих компаний, региональных операторов. Возможно, нужно доработать профессиональные стандарты, обратить особое внимание на действия во время массового использования индивидуальных средств защиты. Совет по профессиональным квалификациям открыт для любых предложений по данному направлению».

А вот по мнению врача, доктора медицинских наук, Михаила Епинетова, маски, которые приобретаются и используются в медицинских целях — против распространения вирусной инфекции — следует считать медицинскими отходами: «Критерием истины в науке является практика. Коллеги из Роспотребнадзора ссылались на законодательство, по-моему, 2015 года. И с точки зрения законодательства всё вроде бы нормально, однако гражданское общество сомневается, так ли это? Если опросить людей на улицах, задать вопрос, использованные маски лучше собирать отдельно или в общий поток мусора, люди, скорее всего, ответят, что нужно собирать отдельно. Второй вопрос: маска сейчас — средство гигиены или все-таки медицинское средство? Если люди носят маски как медицинские средства, как потенциально инфицированные, значит, к использованным средствам защиты нужно относиться как к медицинским отходам». 

Альбина Дударева, председатель комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды, обратила внимание на развитие внутренней культуры чистоты в каждом человеке: «Мы видим, нам убедительно Владислав Жуков продемонстрировал на фото, как использованные маски валяются на газонах, тротуарах. Люди не то чтобы не соблюдают рекомендации ВОЗ и Роспотребнадзора, но даже элементарно до урны не доносят свой мусор. Сейчас, когда такая серьезная эпидемиологическая ситуация в стране и мире, нам необходимо повысить культуру обращения с отходами! Маски и перчатки каждый из нас должен изолировать от других людей. Экологическая культура и ответственность — вот самое главное сейчас для всех граждан».

Фото: Николай Терещенко

Возможное решение

Основываясь на многолетнем опыте сбора опасных отходов, Александр Гусев, руководитель Всероссийского природоохранного социального проекта «Экобокс», заместитель председателя комиссии по профессиональным квалификациям в сфере обращения с отходами Совета по профессиональным квалификациям ЖКХ, продемонстрировал аудитории возможное решение сбора использованных масок и перчаток в специальные медицинские боксы. «Уже сейчас мы видим спрос и установили специальные контейнеры для сбора медицинских отходов, которыми, как мы считаем, являются использованные маски и перчатки. Спецбоксы установлены на ряде площадок в Москве и Московской области. Опыт показывает, что рекомендации Роспотребнадзора не выполняются. Люди, находящиеся на улице, не несут маску домой, как советует также Наталья Синькова, наш уважаемый эпидемиолог. Они ее очень часто выбрасывают просто в урну. То же самое с перчатками — их мы практически всегда после выхода из магазина выбрасываем в урну. Поэтому, на наш взгляд, необходимо рядом с магазинами создать места, специальные контейнеры, куда можно будет любому человеку легко поместить эти отходы. Важно — из этих контейнеров отходы не должны разлетаться по ветру, в контейнере должно быть сразу обеззараживающее средство. Мы такие медбоксы создали и уже в качестве эксперимента установили».

Владислав Жуков, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по экологии, поддержал коллегу, заявив, что именно это решение может быть понятным для граждан и достаточно легко реализуемым: «Мне кажется, что медбоксы — довольно простое и эффективное решение». Если человек увидит место, куда он может поместить свою использованную маску или перчатки, ярко обозначенное в общественном пространстве, то вот она возможность проявить свою сознательность и ответственность. «И пусть даже потом эти фактически обеззараженные маски уедут просто на полигон, мы создадим для людей условия для отдельного сбора таких отходов. Сейчас, к сожалению, этого просто нет. А рекомендации Роспотребнадзора по упаковке средств защиты в отдельный пакет люди, к сожалению, не выполняют».

Слова Владислава Жукова и Александра Гусева подтвердил Евгений Тимонин, организовав прямое включение рядом с одним из медицинских боксов возле торгового центра. Все опрошенные граждане заявили депутату, что, если будут специальные контейнеры для масок и перчаток, явно обозначенные и удобно расположенные, конечно, им будет несложно эти отходы выбрасывать туда.

Мнение регионов и глас народа

В завершающей стадии круглого стола к дискуссии подключились регионы. Юлия Корнеева из Екатеринбурга, член экспертного совета Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, также поддержала коллег в раздельном сборе таких отходов. А Олег Жохов из Нижнего Новгорода, генеральный директор предприятия, которое уже долгое время занимается сортировкой и переработкой и ТКО, и медотходов, объяснил аудитории следующее: «Нам от Правительства нужны четкие указания о том, что же делать с этими масками. Их число в отходах вырастает на порядок. На всех сортировках мусора сейчас стоят разрыватели пакетов. Эти маски при разрыве просто разлетаются, выделить их из общего объема крайне сложно, а цена на сбор и обработку медотходов только падает. Я боюсь, что скоро либо сами медучреждения начнут выбрасывать свои медотходы на обычные свалки, либо недобросовестные операторы будут это делать». Коллега Олега Жохова также обратила внимание, что по тем инструкциям, которыми они руководствуются в работе, средства индивидуальной защиты не могут размещаться на мусорных полигонах. То есть существует еще какое-то противоречие в нормативной базе.

Итог почти трехчасовой дискуссии подвел певец Владимир Лёвкин, которого «АиФ» пригласил как «голос народа»: «Друзья, я совсем не специалист в теме, но внимательно послушал всех экспертов, все мнения. Вы знаете, самое главное в этой ситуации — это обезопасить людей. А вот говорить о том, что люди некультурные — вот это некультурно! У людей просто не хватает чёткой картинки, что нужно сделать. Если будет конкретная картинка — брось маску сюда, на каждом столбе, — любой человек волей-неволей будет это делать. Моё мнение сейчас: во-первых, давайте не будем забалтывать эту тему, а выдвигать в нужные инстанции конкретную инициативу. А во-вторых, я понимаю, что всё, о чем мы говорили сегодня — это только поднятие вопроса или темы. А тема такова: сейчас я выбрасываю маску, которая потенциально инфицирована, в общий „котёл“. Туда же, куда и пластик, и пакет из-под молока. Правильно ли это? Не уверен. Лично моё убеждение, как обычного человека, как отца — всё это нужно сжигать. Сжигать до пепла».

Видеозапись круглого стола: