Дискуссия о дезинфекции. Нужен общественный контроль санитарных мероприятий

11 июня 2020 года по инициативе Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) состоялся круглый стол, посвященный эффективности и безопасности проводимых во многих городах мероприятий по дезинфекции социально важных объектов. Большинство экспертов отметили то, что сейчас ответственность за эти мероприятия размыта, их эффективность оценить сложно, а доступа к информации о применяемых средствах и методах дезинфекции практически нет.

   
   

Вот некоторые высказывания участников круглого стола.

Альбина Дударева, председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации:

«С самого начала распространения новой коронавирусной инфекции по миру Роспотребнадзор распространил рекомендации по проведению профилактических мероприятий. Сигнал о дезинфекции был принят к действию, и химия потекла по улицам, жилым домам и общественным пространствам. Нас это встревожило, мы начали разбираться сначала со стороны экологии: какое будет влияние на природу? Обратились к экологам, а экологи сами столкнулись с тем, что в их офисы приходят для обработки помещений, и люди, которые обрабатывают, не могут сказать, чем обрабатывают, какое влияние составы оказывают на окружающую среду и здоровье человека. Оказывается, для дезинфекции любых помещений даже лицензии не требуется. Много вопросов. Мы бы хотели просить, чтобы был беспрепятственный общественный контроль над мероприятиями по дезинфекции».

Ирина Брагина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

«Дезинфекция — это одно из важнейших профилактических мероприятий при любых ситуациях, связанных с распространением бактериальных или вирусных инфекций. Еще 23 января мы дали инструкцию по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусом. На тот момент было не так много информации, но наш научно-исследовательский институт проработал всю имеющуюся информацию и разработал инструкцию, которую мы направили в регионы. Далее по мере накопления информации мы мероприятия по дезинфекции с указанием конкретно действующих веществ, необходимых в составе дезсредств, самих алгоритмов проведения давали в разное время: и март, апрель, и уже в мае — в санитарные правила. Все дезсредства, которые применяются в РФ, должны быть зарегистрированы в установленном порядке. При получении свидетельства о госрегистрации изучаются и оцениваются те параметры, которые необходимы: дозы, время экспозиции, область применения (для каких видов дезинфекции), меры безопасности и эффективности. Все это в открытом доступе можно увидеть в реестре свидетельства о государственной регистрации. И на нашем сайте, и на сайте Евразийской экономической комиссии тоже есть этот реестр. Поэтому, если о таких составах информации нет, значит, средство используется в РФ незаконно.

Что касается многоквартирных домов, то в своем письме в адрес хозяйствующих субъектов, управляющих компаний мы четко написали, что рекомендуется проводить обработки в ночное время, когда минимальное возможное присутствие людей, и жители должны быть проинформированы о том, во сколько будет проводиться такая обработка. Что касается улиц и тротуаров, то в ролике видно, но мы на открытых пространствах прежде всего рекомендуем какие-то контактные поверхности, скамейки, детские площадки, то, с чем человек может руками соприкасаться. Конечно, просто поливать тротуар у нас рекомендаций нет, смысла в этом особенного тоже нет».

   
   

Николай Шестопалов,  д. м. н., профессор, директор ФБУН НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора:

«Проблема действительно существует, она реальна. То, о чем говорила Ирина Брагина, аэрозольное применение средств неизвестного часто состава — это актуальная на всей территории РФ проблема. То, что показано в ролике, — это очень небольшая часть тех мероприятий, которые проводятся. Мы в свое время поддерживали широкое проведение таких мероприятий по той причине, что любое обеззараживание в этой ситуации не является лишним. Но то, что мы видим, — это очевидный перебор».

Александр Мельцер, председатель Общественного совета при Роспотребнадзоре:

«Для проведения дезинфекции должны быть специально обученные люди. Вопрос к органам региональной исполнительной власти: обучал ли кто-то их, как это проводилось? У нас в каждом стационаре для медработников висит схема того, как использовать средства индивидуальной защиты, чтобы люди не забыли, чтобы правильно пользовались. Здесь такая же ситуация, нельзя необученного человека допускать до дезинфекционных работ».

Ирина Кирокора, заместитель председателя Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека:

«У нас сейчас вопросы, связанные с дезинфекцией, выходят на вопрос обсуждения баланса между защитой здоровья от ковида и вообще сохранения здоровья, когда возможны аллергические реакции. Я вспоминаю момент, когда я находилась с дочерью в больнице и проводилась обработка в нашем присутствии сотрудниками в масках, перчатках, а мы спали в палате, — и те ужасные последствия, которые были после этого с моей маленькой дочерью. Я боялась ее потерять, был сильнейший астматический приступ».

Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты РФ:

«Очень актуальную проблему подняли. У меня настроение не очень хорошее: представьте, десятки тысяч организаций в самых разных субъектах и сферах деятельности пользуются дезинфицирующими средствами, но нет никого в судах, я посмотрел, нет никаких злоупотреблений, штрафов, то есть нет никаких проблем. Я не идеалист, мы прекрасно понимаем, что раз нет аргументированных жалоб, исков, заявлений, административных дел, то надо понимать: контроля нет. Я хочу напомнить, коллеги, что у нас есть инструменты общественного контроля, их шесть, мы ни один из них не используем. Более того, у нас несколько тысяч субъектов общественного контроля в соответствии с законодательством, и никто из них не задействован: где общественный мониторинг, где общественная проверка, где общественная экспертиза?»

Арсений Беленький, заместитель руководителя Исполкома ОНФ:

«В таких тяжелых ситуациях общественный контроль, участие общества неоспоримо важно. ОНФ готов присоединиться к той инициативе, которая озвучивается, по общественному контролю, войти в рабочую группу, наладить взаимодействие на местах, у нас есть 85 отделений по всей стране. Конечно же, нужно понимать, какими средствами и что мы дезинфицируем, как они влияют на здоровье и как это будет сказываться потом на здравоохранении, на состоянии здоровья граждан. Инициатива очень уместна, и мы готовы в ней участвовать».

Владислав Жуков, исполнительный директор Национального центра по экологической и эпидемиологической безопасности:

«Мы должны учитывать, что все средства, используемые для дезинфекции, являются высокоактивными химическими веществами. По сути, это яды, поэтому применять их настолько тотально, как сейчас, я думаю, мы не имеем права. Надо предпринимать все меры как государственного, так и общественного контроля по определению тех средств, которые мы применяем, и одновременно сделать эту историю предельно открытой».

Всего в дискуссии приняли участие более 15 экспертов.

Её итог подвел Валерий Фадеев, советник президента РФ, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

«Мы подготовим по итогам совещания анализ рекомендаций. Очевидно несколько тем:

1) Информированность слабая, надо больше рассказывать в СМИ, журналисты должны понимать, что если они показывают открытое распыление веществ в присутствии людей, то, наверное, надо задуматься, и, наверное, это нарушение. Роспотребнадзор нам об этом говорит.

2) Мне кажется, что нужно обратиться и к бизнесу тоже. Вот торговые центры, там проводится обработка. Чтобы были объявления, разъяснения, что в нашем ТЦ так-то обрабатываются ручки, полы и так далее. Если это хлорсодержащие вещества, надо об этом предупредить, если это безопасные вещества, надо тоже об этом написать.

3) Общественный контроль — и ОНФ, и ОПРФ, сеть ОП в регионах. Я считаю, надо к этому подключиться, эта задача не сложнее, чем организовать больницы, госпитали, принять сотни тысяч людей и вылечить их. И если в том, что касается лечения, общественность вряд ли может помочь, то здесь мы можем принять участие: представители общественности, пациентские организации — одни из самых деятельных и сильных общественных организаций в мире».

Предложения СПЧ направлены для проработки плана мероприятий в Общественную палату и ОНФ.