Чинары и чинарики. В Сириусе проходит Международная олимпиада по экологии

Команда России обсуждает, как правильно выполнить практические задания. © / фото авто / Пресс-служба ФТ Сириус

Это первая экологическая олимпиада школьников, которая проходит очно, а не онлайн. В Сириус приехало 30 ребят из 7 стран — они окунулись в здешнюю атмосферу, перезнакомились между собой и со сверстниками, которые учатся в образовательном центре.

   
   

След шакала

У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зел
ёные ветви лаская

Все помнят эти строки из стихотворения Лермонтова. На территории Кавказского биосферного заповедника, неподалёку от моря, чинар много — как молодых, так и почтенного для этого вида возраста. Сейчас земля под ними усеяна осыпающейся листвой и опавшими трёхгранными орешками — чинариками. Рядом с несколькими такими деревьями участники первой очной Международной олимпиады школьников по экологии задержались.

Для ребят из Индонезии в нашем кавказском лесу всё необычно — и деревья, и травы, и животные. Но больше всего их впечатлили именно чинарики, а также «волосатые домики», в которых они вызревают.

Правда, в олимпиадном задании, предписывавшем определить урожайность нынешнего года (для чего требовалось пересчитать количество плодов на 1 квадратном метре земли), чинары названы буками, как принято в мире. Но благодаря сотруднику заповедника Ивану Воробьёву, сопровождавшему юных экологов в походе по долине реки Ачипсе, слово «чинарики» выучили и участники из Индонезии, и школьники с Сейшельских островов, и наши российские ребята, которые тоже видели их впервые.

По подвесному мостику ребята переходят через реку Ачипсе. Фото: Фото автора

Иван останавливает вереницу участников и склоняется над следами животных. «Это лошадь прошла. А вот свеженький след — это шакал. Видите, даже коготки остались. Значит, след свежий», — показывает он.

«А у собаки след другой?» — спрашивает кто-то.

   
   

«У собаки округлый, у шакала — вытянутый. А у волка — ещё более вытянутый. И у шакала сросшиеся пальчики, из-за этого подушечка заметно отделена, можно положить палочку, и её не надо будет сгибать, чтобы отделить подушечку от пальцев», — разъясняет Иван.

Немного погодя, он присаживается на корточки: «Обратите внимание на эту лужу. Видите червячка, покрытого тоненькими волосинками, похожего на паразита? Это волосатик, и для человека он абсолютно безопасен. Если увидите в ручье такого, знайте, что воду можно пить. Он паразитирует только на насекомых».

Иван Воробьёв показывает в луже волосатика, а Дмитрий Воронов внимательно рассматривает его. Фото: Фото автора

Москвич Дмитрий Воронов внимательно рассматривает волосатика. К 10 классу достиг достаточно высоких академических результатов, поэтому и стал претендентом на участие в этой олимпиаде, а пройдя отбор — её участником. В 9 классе выступал на Всероссийской олимпиаде школьников, и теперь в сборной команды столицы постоянно занимается с тренерами.

Дима задавал Ивану весьма профессиональные вопросы относительно того, каким образом ведётся учёт животных в заповеднике, какие при этом применяются коэффициенты. Но однако же признался, что смотрит сейчас по сторонам как турист, а не как профессионал.

«Это мой первый поход на природу с профессионалом. Если больше будет таких походов, тогда у нас начнёт формироваться профессиональный взгляд», — сказал он.

Команда Индонезии изучает кавказские чинарики. Фото: Фото автора

Живая наука

«Мы как раз и хотели, чтобы ребята приобрели практический опыт. Почти все экологические олимпиады в мире проходят дистанционно. Но, на наш взгляд, это неправильно, потому что экология — живая наука. Природа ведь вокруг нас, тем более здесь, в этом живописном уголке Кавказа, — говорит исполнительный директор Международного научного центра в области экологии и вопросов изменения климата университета «Сириус» Елена Гершелис. — Потому мы и пригласили ребят к нам, объединив два формата — теоретический и практический».

Для практического участников разделили на три группы. Каждая пошла по своему маршруту. Та, что отправилась к чинарам, изучала биоразнообразие Кавказского биосферного заповедника и экосистемные услуги в нём. Другая группа исследовала антропогенную нагрузку, нелинейный рост турпотока и управление туризмом на заповедной территории. Третья погружалась в климатические изменения и анализировала, как территория заповедника с её растительным покровом и обитающими здесь животными адаптируется к ним.

Олимпиада продлится до 24 октября и проходит как часть программы Научно-образовательного конгресса БРИКС по вопросам экологии и изменения климата. Знания школьников жюри будет оценивать в командном и индивидуальном зачётах.

Сообщества увлечённых

«Мы видим, насколько высок интерес молодых ребят к экологии, — сказала на пленарном заседании конгресса председатель совета федеральной территории Сириус Елена Шмелёва. — Уже 6 лет мы проводим большую всероссийскую научно-технологическую программу «Большие вызовы». В этом году самым популярным направлением стало «Экология и изучение изменений климата». Со всей страны школьники подавали заявки, чтобы вместе с экспертами сделать уникальные проекты в этой сфере. Конкурс превысил 60 человек на место. Это самый большой конкурс, который мы зафиксировали за 10 лет работы Сириуса».

Ульяна Главная в экологической теме с детства. Очень любит экспедиции и походы, которые помогают соединить теоретические знания с практикой. Фото: Фото автора

Ульяна Главная, 11-классница из Новосибирска, попала на олимпиаду как участница той самой программы. Правда, узнала о том, что стала одной из 60, уже здесь, в Сириусе. Но сам этот факт закономерен, потому что девушка в теме практически с детства. Занимается в туристическом клубе, участвовала в экологических конференциях, ездила в экспедицию, где проводила исследования, связанные с изучением рек, впадающих в Байкал. Ну, а по программе «Большие вызовы» вместе с другими участниками составляла экологический атлас реки Мзымта.

«Очень хорошо, что в программу олимпиады включили поход. Это уже приближено к тем исследованиям, которыми занимаются учёные-экологи. И нам можно как-то соединить свои теоретические знания с практикой, посмотреть, насколько они используются. Да и просто попасть на природоохраняемую территорию само по себе здорово», — говорит она.

Каждый день олимпиады у ребят очень насыщенный. Прежде всего, конечно, — это программа испытаний. Но вместе с тем они погрузились в удивительную атмосферу образовательного центра с её непринуждённым дружеским общением. В первый же день познакомились не только друг с другом, но и со школьниками, которые проходят сейчас обучение здесь. А презентуя свои команды, познакомили других участников со своими странами и национальными традициями. Выходили в ярких народных костюмах, задорно танцевали народные танцы. И сразу же школьники из России, Белоруссии, Индонезии, Таджикистана, Пакистана, Абхазии, Сейшельских островов стали ближе друг другу.

Таким образом, считает Елена Шмелёва, можно сформировать сообщества молодых людей, нацеленных на то, чтобы глубоко заниматься вопросами экологии. И в будущем эти сообщества могут стать сообществами научными, которые займутся «очень сложными, но очень интересными междисциплинарными проектами и возглавят экологическую повестку в области науки и образования».

Поэтому перед призёрами и победителями олимпиады Сириус откроет возможности для дальнейшего обучения и развития в сфере экологии и климатологии.