Что значит верить

Две веры

Сначала попробую, что называется «на пальцах» пояснить понятия. Условно говоря, существует два разных взгляда на веру. В первом верить значит принадлежать к определенной религиозной группе, имеющей ярко выраженные и хорошо идентифицируемые социо-культурные и поведенческие особенности. При таком подходе путь религиозной жизни и богообщения отождествляется с  внешними религиозными проявлениями. Всем известен совет: «Крестись, ходи в храм, молись, постись, понимание придут со временем». Исходной аксиомой такого религиозного опыта является первичность формы и обряда, которые со временем должны наполнятся содержанием личной веры.

Обращение в веру происходит по принципу  «делай, как я» или вернее «делай, как написано». Человеку предлагается некоторая известная модель поведения, приобщение к которой, становится желаемым результатом.

Есть и другой подход, при котором вера воспринимается, прежде всего, как личные отношения с Богом. Такая вера открывает перед человеком не столько модель поведения, сколько, ни много, ни мало, Самого Бога. Она зарождается через личные свидетельства о Боге Живом и через Божье свидетельство в Евангелии и в сердце человека.

Такая вера сродни любви, которую трудно описать и невозможно обрести и передать через исполнение внешних правил. О любви и о вере можно свидетельствовать только жизнью, только через жертвенность, ответственность и через что-то неуловимое, что делает человека счастливым.  Поясню. Если кто-то попросит меня поделиться опытом семейной жизни, то я не стану говорить человеку: «Подражай мне во всем буквально, возьми в жены женщину, максимально похожую на мою жену». Я скажу иначе: «Если хочешь на моем примере узнать что-то о семье, поживи рядом с нами, будь нашим другом, наблюдай, пусть твое сердце возьмет то, что принесет тебе пользу, но помочь тебе обрести любовь и встретить ту единственную твою "половинку" не может никто. Это должен быть твой личный и свободный выбор».

Личные отношения, и в том числе веру, невозможно регламентировать извне. Бог для христиан — это не безликая сила, о которой надо что-то знать и в которую надо слепо верить. Христиане уверены, Бог — живая Личность, желающая вступить с людьми в отношения любви, доверия, ответственности и честности.

Как соотнести первую и вторую веру? Одна противоречит другой? Бывает, что противоречит, бывает — нет. Есть известный пример про женщину, носящую под сердцем младенца. Всем понятно, что и зачатие и беременность тесно, порой неразрывно, связаны с рядом формальных требований и условий. Но зарождение жизни не является следствием соблюдения формальностей. Зачатие, оплодотворение — это одно, дисциплина,  охраняющая младенца, помогающая ему правильно развиться — это другое. Сколько ни выполняй каких бы то ни было предписаний, сколько ни ограничивай себя, ребенка не заведешь. Но если женщина уже ждет ребенка, то и разного рода формальности могут быть очень кстати.

   
   

Как узнать, есть ли вера у человека?

О наличие веры судить трудно прежде всего потому, что  почти невозможно определить внешние критерии богообщения. Каждый человек приходит к Богу по-своему, так и тогда, когда эта встреча для него «в самый раз», когда она будет наиболее плодотворной.

И все же кое-какие критерии истинности веры можно указать. Иисус Христос как-то сказал своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

Апостол Павел во второй половине первого века воспитывал своими письмами молодую церковную общину, в которой возник соблазн христианскую веру отождествить с законничеством, с формальными предписаниями:

«Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

Из опыта мы знаем, что некоторые внешние действия, например голодание или физический труд сами по себе не могут изгнать из сердца зло и грех, изгнать «дела плоти». Мы прекрасно понимаем, что это можно сделать ради чего-то (к примеру, какой-то философии), но чаще ради кого-то или Кого-то — будь то друг, муж или жена, родители, дети или Бог. Христиане знают, что истинная вера дает «плоды духа» и открывает перед людьми опыт любви, радости, мира, который всегда и воспринимался как зримый критерий веры в Бога.

Как становятся верующими

Так заповедано, что люди должны именно от людей принимать благовестие. Получается (и так оно и есть за редчайшими исключениями), что только личное человеческое свидетельство может открыть другим людям Бога. Это очень важно. Получается, что Бог избрал самый трудный путь распространения веры на земле. Ведь люди настолько непостоянны, что доверие им, по сути, само существование веры — это доказательство веры Бога в человека.

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

«Канал», через который вера может транслироваться, это личные отношения между людьми. Я уверен, что невозможно передать веру без любви и доверия к тому, кому хочешь ее передать. Я уверен, что именно путь личных отношений и есть путь передачи веры. Крайне трудно обрести веру через проповедь по радио, или благодаря листовке на улице.

На деле, христиане очень часто хотят быть христианами для себя. Мол, пусть Бог призывает кого-то, пусть Бог дает веру, а если уж кто-то не поверил, то это его вина. Однако, я думаю, Евангелие говорит о другом. Бог дал христианам все для христианской жизни и проповеди, Бог уготовал нехристиан для принятия веры, а вот проповедовать — это дело христиан, это их ответственность.

Если мы говорим об общем пути, то должны признать, что вера распространяется именно через благовествование людей. Иначе и апостолы были бы не нужны. Чтобы поколения христиан не ослабевали в вере и нравственной жизни, в открытости людям, Бог дал им, как сейчас говорят, серьезную мотивацию — призыв новых людей к вере. Иначе христиане замкнулись бы в своей «удобной», «домашней» вере.

Однако плоды благовестия не стоит мерить сиюминутными результатами: человек должен созреть для веры, для личных отношений и с христианами, и с Богом. Христиане свидетельствуют другим не для того, чтоб сразу за год-полтора произошел перелом в жизни человека, а чтобы те, к кому они обращаются, созрели для  христианства, и в свое время приняли свободное и честное решение.

 

 Юрий Белановский

заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

 

   
   

 

Смотрите также: