В ребёнка нужно верить. Как работают с детьми с особыми потребностями?

Снежана Танцюра. © / Фото из личного архива

С детьми с ограниченными возможностями здоровья она работает более 20 лет. Начинала ещё студенткой Ленинского педагогического института. У неё две специальности: педагог-психолог и учитель-логопед. Будучи доцентом, не перестаёт учиться.

   
   

О том, почему педагогам необходимо постоянно повышать уровень своих знаний, приобретать дополнительные навыки и компетенции, АиФ.ru рассказала доцент Центра компетенций по развитию и обучению специалистов по реабилитации, поддержке семьи и детства Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения Москвы Снежана Танцюра.

Учиться и учиться

— Снежана Юрьевна, вы получили специальность в институте, а потом уже повышали квалификацию в других образовательных учреждениях, правильно?

— Я училась на дефектологическом факультете. Перед этим окончила педагогический колледж, где была специализация «Обучение и воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».

После окончания института часто бывает так: молодой специалист приходит в группу, ему кажется, что всё по плечу, и вдруг появляется особенный ребёнок — не только с речевыми нарушениями, но и, например, с нарушениями эмоционально-волевой сферы или опорно-двигательного аппарата. Тебе не хватает знаний, ты чувствуешь: что-то не получается. И понимаешь, что нужно учиться дальше.

Я уверена, что специалисты должны всё время повышать квалификацию, чтобы не только быть востребованными и использовать свои знания в работе с одной категорией детей, но и знать особенности работы с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями. В общем, постоянно пополнять свою педагогическую «копилку». 

Снежана Танцюра. Фото: из личного архива

— И  вы сами следуете этому правилу. Какой последний курс обучения вы прошли?

   
   

— Недавно я прошла практический курс вебинаров по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда». Мне понравилось, и могу объяснить, почему.

Во-первых, максимальная простота и грамотная организация доступа. Во-вторых, для специалистов очень важна практика. Теорию мы можем подтянуть самостоятельно: что-то прочитать, запомнить. А вот показать практические упражнения — очень правильный подход. Ещё момент: во время вебинаров от общей эмоциональной атмосферы исходит такая сила, такая вера в ребёнка, что потом ты в работе показываешь максимальную эффективность.

Вообще, любая возможность поделиться своим опытом и перенять опыт — это огромный плюс. А как использовать полученные знания — это зависит от самого специалиста. Но опять же, чтобы понять, для чего тебе нужны эти знания, важно, чтобы тебя грамотно информировали. Так, как это делают на вебинарах сотрудники фонда «Дом Роналда Макдоналда», каждый из которых имеет за плечами более чем 25-летний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С нынешнего года программа вебинаров доступна специалистам по АФК и родителям детей с особыми потребностями во всех 85 регионах России.

— А  что в результате? Сертификат, удостоверение  участника, ещё что-то?

— Хорошо, что вы спросили. Важный момент — физкультурно-оздоровительная программа фонда с этого года стала частью государственной программы повышения квалификации специалистов по работе с детьми с ОВЗ в трех учебных заведениях: в РГСУ, в НГУ имени П. Ф. Лесгафта и в нашем Институте дополнительного профессионального образования Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Специалистов будут обучать по ее методикам. Сотрудничество физкультурно-оздоровительной программы фонда и государственных высших учебных заведений, несомненно, повысит уровень специальной, углубленной подготовки в области адаптивной физической культуры и позволит применять полученные знания в практической деятельности. Так что все, кто прошел обучение, получат документ государственного образца.

Вместе можно больше

— Вы сказали, что 80% успеха — в работе с родителями детей с особыми потребностями. Им, конечно, нелегко. Что бы вы могли пожелать им?

— Вы знаете, можно говорить красивые слова, можно оперировать постулатами, цитатами, афоризмами... Всё это здорово… Мои пожелания основываются на опыте.

Во-первых, не замыкаться в себе. Искать единомышленников, выходить на разные программы, которые дают возможность не только помочь ребёнку, но и развить самого себя. Общаться и взаимодействовать со специалистами.

А самое важное — верить в ресурсы своего ребёнка. Когда родители поверят и скажут, что верят в своего ребёнка, в его возможности, начинается новая жизнь. Ребёнок воспринимается уже не с точки зрения его проблем, а с точки зрения того, что он может. И очень важно помочь ему.

Помощь бывает разной. Это может быть поддержка, это может быть развитие у него самостоятельности. Ведь с возрастом проблемы не уходят, они будут не только в речи, не только в движении, психологическом или физиологическом развитии ребёнка.

И ещё очень важно для родителей уметь попросить помощи, когда тяжело, когда нет сил. Не нужно стесняться. Приходите в социальное учреждение и расскажите о своём ребёнке. Пока этого не произойдёт, мы, специалисты, о нём не узнаем. А после того, как узнаем, будем стараться сделать всё, чтобы родители стали нашими партнёрами в работе с ним. И тогда мы сможем достичь одного из главных слагаемых успеха в работе с детьми. Я говорю о взаимном уважении между родителями и специалистами. Вместе мы сможем сделать гораздо больше, чем поодиночке.

+18