Как слово наше отзовётся? На Форуме #МЫВМЕСТЕ обсудили ответственность СМИ

Фото: АВЦ

В рамках проходящего в российской столице Форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ состоялась открытая дискуссия «Медиаполе в Интернете: территория свободы или верховенство закона?». В ходе обсуждений представители ведущих медиахолдингов и платформ обозначили основные тренды в цифровой медиасреде, которые оказывают влияние на безопасность детей и молодёжи, подняли вопросы баланса между государственным регулированием интернета и творчеством, креативностью и треш-контентом в медиаполе.

   
   

Блогер не есть журналист

На площадке форума в Доме молодёжи собрались руководители Национальной ассоциации телерадиовещателей, Союза журналистов России, Издательского дома «Аргументы и факты», Indoor TV, Всероссийского центра компетенций в области общественных связей и интернет-коммуникаций «Диалог», «Русской медиагруппы», Krasavin Media Group. Партнёром сессии выступила президентская платформа «Россия — страна возможностей».

В современном информационном поле существует огромное поле блогеров, многие из которых спешат причислить себя к журналистам. Разницу между этими видами деятельности в ходе дискуссии пояснил глава Союза журналистов России Владимир Соловьёв.

«Журналист, — сказал Соловьёв, — работает согласно закону, он несёт ответственность за то, что опубликовал или произнёс в эфире. Блогер журналистом не является. Это гражданин, решивший заняться самостоятельным творчеством. При этом блогеры обычно хотят иметь права журналиста, а обязанности нести не хотят — в этом проблема. Информацию читают тысячи человек, опровергать или подтверждать факты всё равно придётся нам, профессиональным журналистам».

Кого читают?

Первый заместитель генерального директора Издательского дома «Аргументы и факты» Марина Мишункина предложила коллегам в ходе обсуждений разобраться и проанализировать, что представляет из себя медиаполе в интернете с точки зрения доверия к существующим каналам коммуникации, а также, чем это медиаполе засеяно в связи с уходом многих из старых СМИ и появления новых.

Фото: АВЦ

   
   

М. Мишункина обозначила обозначенную ВЦИОМ ситуацию, согласно которой на сегодняшний день доверие у граждан нашей страны, прежде всего, вызывают федеральные телеканалы, за ними идут региональные, третье место — у новостных, аналитических, официальных сайтов и четвёртое — у прессы. А соцсети, мессенджеры и блоги, т.е. те площадки, которые якобы должны вытеснить традиционные СМИ, стали аутсайдерами.

«Однако, — продолжила спикер, — есть и другие данные. Так, в сентябре 2023 года наши коллеги из Rambler&Co провели опрос, в результате которого выяснилось, что 46% респондентов одинаково верят сведениям как из мессенджера „Телеграм“, так и из официальных СМИ».

Согласно данным статистики, 2/3 граждан активно интересуются проблемами политики и экономики — они понимают, какие масштабные процессы трансформации мироустройства сейчас происходят. Важно, чтобы они осознавали и то, что продолжается война когнитивная, главной целью которой согласно докладу Центра инноваций НАТО iHub «Когнитивная война. Понимание и защита когнитивной области» 2021 года, является «взлом личности» с использованием уязвимости человеческого мозга, нанесение вреда обществу, а не только военным противникам«, и для этого используются «приёмы дезинформации и пропаганды, направленные на психологическое истощение потребителей информации».

И вновь продолжается бой

Совершенно очевидно, что роль СМИ при такой расстановке дел переоценить невозможно. «А с учётом того, что сегодня, как никогда раньше, — подчеркнула Мишункина, — люди погружены в информационное пространство, то объектами атак и целых армейских операций здесь становятся миллионы. Таким образом, СМИ и блогосфера сегодня — это отнюдь не „четвёртая власть“, а оружие массового поражения».

В своём выступлении Первый заместитель гендиректора «АиФ» напомнила, что противник нашей страны в информационной войне традиционно делает ставку на ложь, пытаясь исказить в сознании наших граждан картину мира, не стесняясь брать в оборот даже такие понятия, как «права человека».

«В результате права человека, — продолжила Марина Мишункина, — стали восприниматься как трактат индивидуализма. И уже подчас звучат заявления о том, что их нужно отвергнуть как основу чуждой нам идеологии. А между тем первейший постулат Всеобщей декларации прав человека звучит так: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

М. Мишункина поделилась опытом «АиФ», сообщив, что колл-центр Издательского дома регулярно фиксирует, что в качестве лучших читатели отмечают тексты патриотического содержания. «В ответ на их запросы, — сказала спикер, — мы не только расширяем количество таких материалов на сайте aif.ru, но и готовим мультимедийные спецпроекты. Финишировал проект „Доброволец“, где представлены добровольцы СВО — бойцы, гуманитарщики, врачи, учителя, строители, артисты. Недавно закончили работу над совместным с „Росмолодежью“ спецпроектом „Нас много — мы вместе“. Он — о волонтёрах со всей страны в самых разных областях».

По словам М. Мишункиной, о чём бы журналисты «АиФ» и их коллеги из серьёзных СМИ ни писали, что бы ни снимали, в каждом тексте, в каждом сюжете они строго следуют главному, унаследованному от советской журналистики правилу: быть ответственными за публично сказанное слово. «И это, пожалуй, — подчеркнула Мишункина, — важнейший постулат, если мы хотим, чтобы наше информационное пространство было здоровым и спокойным».

Какой волк победит?

Участники сессии высказали мнение, что государство должно содействовать производству социального контента, а платформы, вещатели и сервисы — такой контент активнее внедрять, разрабатывать и контролировать.

«Мы для себя, — рассказал председатель и соучредитель делового клуба RRCC, управляющий партнёр Indoor TV Андрей Бургардт, — выбрали путь информационного меценатства — поддерживать и не коммерциализировать отношения с благотворительностью, с теми, кто продвигает спорт, искусство, литературу. „Тот волк победит, которого вы будете кормить“. Можно тратить время и смотреть ролики, которые искажают действительность, ослабляя нас всех, а можно стать героем в интернете и предотвращать там преступления».

В ходе дискуссии её участники отметили ещё одну тенденцию — повышение интереса пользователей к разумному потреблению контента. Поэтому в последнее время и обретают всё больший резонанс вопросы оценки треш-стримов и другого опасного контента.

Фото: АВЦ

Директор по коммуникациям платформы «Россия — страна возможностей» Сергей Коляда сообщил, что 83% россиян используют интернет ежедневно, в среднем 4 часа 17 минут. Дети от 4 до 17 лет проводят в сети более 6 часов в день. «В этих обстоятельствах, — резюмировал спикер, — крайне важно найти баланс между креативностью и творчеством авторов в интернете и законодательным регулированием, чтобы, с одной стороны, не помешать развитию креативных индустрий, но в то же время обезопасить россиян и, в первую очередь, наших детей, от опасного контента в интернете».

Итогом обсуждения стали экспертные рекомендации в отношении того, что в сфере медиаконтента требует государственного регулирования и введения запретительных мер, а что не стоит ограничивать.

Помимо этого, спикеры высказали идеи о необходимости поддержки развития отечественных платформ в интернете, мотивировании на создание полезного и социально значимого контента через различные государственные инструменты, а также актуализации законодательных норм в быстро меняющихся реалиях с учетом появления новых технологий и форматов донесения информации.