Трудности закаляют. Галина и Владимир воспитывают четырех приемных детей

У Галины Акимовой и Владимира Коновалова из Ерино пятеро детей. Кровной дочери Ирине -18 лет. Приемные дети: Полина (15 лет) и ее брат Женя (12), Коля (6) и его сестра Галя (5). © / Фото: Антон Карлинер

Галина и Владимир делятся своим опытом приемного родительства.

   
   

О видеоанкетах

«Мы зашли на сайт фонда „Измени одну жизнь“ и стали просматривать видеоанкеты детей, — говорит Галина Акимова. — Это было в 2015 году, но я все помню очень хорошо. Ребята рассказывали о себе простыми фразами, но, главное, можно было посмотреть на них, услышать их голоса. Видеоролик, безусловно, лучше, чем простая анкета с фотографией. Он дает каждому ребенку из детского дома намного больше шансов быть увиденным приемными родителями». 

Галина и Владимир заинтересовались братом и сестрой: Полиной и Женей. Посмотрев их видеоанкету, супруги узнали, что ребята любят математику. Полина играла на баяне, как и Владимир. Кроме того, дети жили в Калининграде: городе, в котором Галина всю свою жизнь мечтала побывать. 

«Многие родители пишут о первых встречах с детьми такие фразы, как „бабочки в животе“, „любовь с первого взгляда“. Ничего подобного у нас во время знакомства с Женей и Полиной не было, — признается Галина. — Мы с мужем приехали, поговорили с ребятами, спросили их: „Согласны ли вы с нами жить?“ Дети ответили, что согласны. И мы бы их сразу взяли домой, но Полине в детском доме уже оформили путевку в санаторий в Крыму, поэтому нам пришлось подождать, пока девочка съездит туда и вернется обратно». 

Полина и Женя летят домой. Фото: личный архив

О пути к приемному родительству

«Мысль о том, чтобы взять ребенка из детдома, у меня появилась еще в юности, — говорит многодетная мама. — Тогда я уже понимала, что у каждого ребенка должны быть родители. Жизнь шла своим чередом: школа, учеба, рождение дочери и служба в армии...» 

Будущая приемная мама служила на контрактной основе на Дальнем Востоке. «Когда моя дочка Ира подросла, она часто просила меня взять в приюте ей брата или сестру, — вспоминает Галина. — Однако воспитывать детей в условиях гарнизона мне не хотелось. Оставался один вариант: дождаться выхода на пенсию, получить квартиру и уже всерьез заняться подготовкой к приемному родительству». 

Ира. Фото: Антон Карлинер

В 2010 году старший прапорщик Галина Акимова переехала в подмосковный Подольск и получила собственное жилье. «К тому моменту я второй раз вышла замуж и рассказала супругу о своей мечте: взять ребенка из детдома. Володя не был готов к приему детей, на этом тогда наш разговор и закончился. Однако мысль о приемных детях его не покидала, в итоге через год муж сам предложил взять ребенка», — рассказывает приемная мама. 

   
   

Вместе Галина и Владимир пришли в опеку Подольска, смотрели анкеты детей, записались в Школу приемных родителей (ШПР). «Наш первый опыт был неудачным, — признается Галина. — Мы привезли из региона в гости на каникулы мальчика, ему было 11 лет. После оформления гостевого режима сотрудники детдома нам сообщили, что у ребенка ВИЧ. Тогда мы просто растерялись... Отчасти потому, что еще в ШПР врач подавал информацию о детях с таким диагнозом так, что определенный страх по отношению к ним поселился и во мне. Был еще перед нами и такой мысленный барьер, как „общество не примет“. Поэтому после гостевого режима мы не решились взять этого ребенка насовсем... Вместе с мужем я очень сильно переживала эту ситуацию, тему приемных детей мы отложили. Сейчас я понимаю, что именно незнание и страхи от нехватки информации помешали нам тогда взять мальчика в семью».

Об адаптации

Теперь же, познакомившись с Полиной и Женей, Галина и Владимир считали дни до того момента, когда девочка вернется из санатория. «Полина отдыхала в Крыму месяц, — рассказывает приемная мама. — Мы созванивались с ней по два-три раза в неделю. Несколько раз замечали, что Полина плакала. Сказала, что воспитатели отговаривали ее идти в приемную семью. Говорили, что мы через некоторое время вернем их и Полина с Женей попадут в незнакомый им детдом, ведь их уже от нас не привезут обратно в Калининград. Приводили детям пример с одним похожим случаем, когда ребенка из этого детдома взяли в замещающую семью, а после возврата он остался в Подмосковье».

К Полине и Жене, по словам Галины, приезжали 10-15 потенциальных кандидатов в приемные родители. Взрослые знакомились с детьми, общались, но в семью никто не взял. И все эти встречи наложили тяжелый отпечаток на брата с сестрой, в большей степени — на Женю. 

Женя. Фото: Антон Карлинер

Его адаптация проходила очень тяжело. И хотя дети не были «возвратными», по словам Галины, внутри у них словно сидела какая-то «психологическая заноза». «Медового месяца» не было вообще. С первого дня у Жени начались истерики. В отчаянии приемные родители обращались за помощью к психологам, искали поддержку. 

«Женя ужасно матерился, столько бранных слов я в жизни не слышала, — признается приемная мама. — Однажды пришли к психофизиологу Анне Гайкаловой, которая и рассказала нам, что именно сделать, чтобы мальчик возненавидел мат. И у нас получилось. О приеме, который мы использовали по ее совету, рассказать не могу, это наш семейный секрет». 

Облегчение наступило уже вскоре после того, как мальчик перестал материться. «Первый год психологи работали с нами вплотную, поскольку недели летели, а поведение Жени не менялось. Мы с супругом отчаялись, думали, что не справимся. Но благодаря помощи специалистов по прошествии времени мальчик стал успокаиваться. Надо признать, что у Полины никаких истерик не было. У нее спокойный и тихий характер, все переживания девочка держала в себе», — делится воспоминаниями об адаптации Галина. 

Полина. Фото: Антон Карлинер

Первое ощущение настоящего счастья она испытала, когда Женя сам написал контрольную работу на положительную оценку. Он был так горд этим! «Жене учеба давалась очень тяжело, — говорит приемная мама. — Да к тому же первая учительница не приняла мальчика душевно. Пыталась в „коррекционку“ его отправить, созывала комиссии. И мне тогда пришлось „повоевать“ за сына. В то время у мальчика самооценка была на низшем уровне. Женя в себя не верил. В итоге мы его перевели в другой класс... Когда я увидела его лицо после контрольной, поняла, что Женя уже может гордиться своими успехами. И для меня это было счастьем!»

О родственниках

У Жени и Полины живы кровные родители, есть сестра и брат. Сестра замужем, у нее семья, двое детей. Галина с Владимиром пытались поддерживать отношения с кровной мамой ребят, но после общения с ней у Жени поведение ухудшалось. А вот с их сестрой приемные родители, можно сказать, постепенно наладили связь.

«После того как сестра сказала Полине и Жене, что им нужно жить настоящим, принять нынешних приемных родителей, потому что кровная мама никогда их не заберет, дети как-то сразу успокоились, начали нас воспринимать именно как папу и маму, — вспоминает Галина. — До этого дети думали, что кровная мама когда-то придет и заберет их».

Интересно, что важную роль во время тяжелой адаптации сыграла и старшая дочь Галины Ирина, «новая сестра» Полины и Жени. Она, по словам приемной мамы, внутренне приняла детей. И это — в переходный возраст! Возможно, по этой причине после окончания школы Ирина пошла учиться на клинического психолога. Сейчас она второкурсница Московского психолого-педагогического университета. Занимается репетиторством по математике. В выходные «волонтерит»: ездит к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

«А дома Ира постоянно беседует с нашими детьми на разные темы. К примеру, Полина секретничает со старшей сестренкой о своих первых чувствах. Ира живет отдельно, приезжает только на выходные. И дети ее очень ждут! Нам очень повезло со старшей!» — говорит Галина. 

Пройдя тяжелую адаптацию с Женей, приемная мама почувствовала, что готова взять еще детей. Владимир поддержал супругу в этом решении. «В октябре 2018 года к нам в семью пришли Коля и Галя, брат с сестрой, — рассказывает Галина. — У ребят есть еще братья и сестры по материнской линии. Но все они не общаются».

Галя. Фото: Антон Карлинер

Об увлечениях детей

Сейчас Полина учится в 9 классе, переживает переходный возраст. Много времени и ресурсов у нее забирает школа, кружки. Девочка учится в музыкальной школе по классу вокала. И если Поля очень тихая, то Женя, напротив, открытый, но травмированный ребенок. 

С приходом в семью Коли и Гали, по словам приемной мамы, пришлось возобновить занятия Жени с психологом, чтобы ему было легче принять младших ребят. «Женя дополнительно учится в художественной школе, увлекается футболом, — рассказывает Галина. — Когда он пришел в семью, практически ни читать, ни писать не умел. Но мы потихоньку, не вызывая отвращения к учебе, привили к ней интерес. Появились знания, оценки улучшились. По характеру он мамин сын, может звонить мне по 15 раз в день... Коля — развитый для своих лет ребенок. Он с удовольствием учит стихи, поет, рисует, собирает лего. Галя — это сплошной позитив. Она просыпается утром и сразу начинает петь. Называет себя „Лисой Патрикеевной“, это очень нежная девочка и очень артистичная». 

Коля. Фото: Антон Карлинер

О материнстве

«Звучит странно, но только сейчас я смогла полностью раскрыть собственный родительский потенциал. Когда моя кровная дочь Ирина росла, я постоянно работала, — рассказывает Галина. — Служба в армии занимала много времени: были и учения, и тревоги... А вот заниматься кровным ребенком было некогда. Сейчас у меня пятеро детей и началась вторая жизнь! Как мама наконец-то я реализовалась! К примеру, только став приемным родителем, я научилась кататься на коньках. Это было, когда Полина и Женя появились в семье. Они тоже не умели. Мы все вместе с ними и учились!»

По словам Галины, они с супругом стараются посещать семинары, курсы, читать профильную литературу по психологии приемных детей. Что наиболее важно в воспитании? «Мы стараемся растить детей так, чтобы они находились в гармонии собой. Чтобы видели даже в самых сложных ситуациях что-то хорошее (я большой оптимист), а еще — благодарили, но не нас, родителей, а вообще людей. Чтобы они умели видеть добро и творить добро», — говорит многодетная мама.

Галина Акимова и Владимир Коновалов. Фото: Антон Карлинер

5 советов будущим приемным родителям

1. Взвесьте свои силы перед принятием решения о том, чтобы взять детей в семью. 

2. Хорошо готовьтесь, много читайте. В приемном родительстве много знаний не бывает. 

3. Не поддавайтесь порыву спасти весь мир, но и не спешите сдаваться. Под разными углами зрения проблема может казаться разной. 

4. Будьте открытыми. Если вам совсем тяжко, то поговорите с другими семьями. Полегчает. На чужих примерах вы поймете, что в вашей семье все не так плохо, как кажется. 

5. Не сдавайтесь. Если понадобится помощь десятка психологов, ищите их и принимайте поддержку. Но не отдавайте ребенка обратно. Назад дороги нет.