Новая семья Снежаны. Двухлетнюю девочку нашли брошенной в подвале

Фото: из семейного архива

Снежана жила с мамой в Ялте. Когда девочке было чуть меньше трех лет, кровная мама бросила ее одну, а сама ушла с каким-то мужчиной. Алкоголь оказался сильнее материнской любви. 

   
   

Психологи утверждают, что, когда ребенка бросают одного, он испытывает такой же ужас, как взрослый человек перед смертной казнью. Снежана пряталась в подвале, где-то находила еду, к ней приходила серая кошка. Позже Снежана напишет об этом стихотворение: 

«Темно, страшно и холодно,
Но я больше не боюсь голода,
Ко мне приходит серенькая кошка,
И мы с ней едим немножко.
Я грею ручки об ее шерстку,
Я очень полюбила эту кошку,
Она меня жалеет, я ее ласкаю,
И она меня никогда не бросает!»

Согласно материалам суда, девочка жила в подвале до тех пор, пока кто-то не услышал ее плач... После этого Снежану привезли в детский дом «Елочка» в Симферополе. Девочка каждый день ждала, когда за ней придет мама. Она очень плохо ела и просто физически умирала. 

Фото: Антон Карлинер

Обняла и сказала: «Мама!»

В это время в Москве 48-летняя Влада Манукова стремилась осуществить свою давнюю мечту о дочке. Думала о том, чтобы стать приемной мамой. Женщина работала преподавателем математики в школе, у нее был взрослый сын. Муж Влады умер. 

Однажды Влада отдыхала с сыном в Крыму и увидела детей, которых привезли на отдых к морю из Донбасса. Зрелище поразило Владу до глубины души. 

Тогда женщина решила ускорить подготовку, сбор документов и поиск ребенка. И вскоре она уже ехала в Симферополь за приемной дочкой. Так в детском доме Влада познакомилась с четырехлетней Снежаной. 

   
   
Фото: Антон Карлинер

«Снежана вышла ко мне худенькая, истощенная, весила она всего лишь восемь килограмм, в свои четыре года выглядела на два. Она обняла меня и сказала: „Мама!“ Этого ребенка мне словно дал Бог, потому что в дальнейшем я поняла, что мы очень с ней друг другу подходим», — рассказывает Влада.

Фото: из семейного архива

«Передышка»

Когда Снежана оказалась дома, первые дни она не отходила от Влады, просила, чтобы приемная мама обнимала и гладила ее. Такая зависимость от ласки объясняется нарушением привязанности. Она остро проявлялась у Снежаны в течение двух лет, а потом стала идти на убыль. 

«До сих пор в школе Снежана может подойти и погладить учительницу. Ей трудно быть одной, и она требует внимания и ласки больше, чем обычные дети», — отмечает Влада.

Фото: из семейного архива

Помимо нарушения привязанности, у девочки были различные диагнозы: педикулез, чесотка, отставание в речи, фетальный алкогольный синдром, туберкулез в лимфоузлах, проблемы с сердцем, почками, педагогическая запущенность, задержка психического и умственного развития... Чтобы справиться со всеми проблемами Снежаны, Владе пришлось сменить работу в школе на репетиторство. Приемная мама говорит, что обеим — и маме, и дочке — поначалу было очень тяжело. 

Влада прибегла к арт-терапии: Снежана начала рисовать и писать стихи на занятиях с психологом, выплескивать свои эмоции в художественные образы. Вот еще одно ее стихотворение:

«Я хочу быть птичкой,
Совсем невеличкой,
Научиться летать,
Полетать над землей,
Чтобы все увидать,
И с тучками поиграть!»

Сначала Владе говорили, что Снежана не сможет пойти в обычную школу. Однако девочка вскоре освоилась в новой семье, поняла, что ее никто не бросит. Оказалось, что у Снежаны немало способностей. Девочка занималась с логопедом, психологом, но комфортнее всего ей было с мамой. Они вместе читали много книг, играли, ходили гулять, путешествовали.

«Я заметила, что она хорошо запоминает стихи. Потом начали читать по букварю, учили английский язык и так постепенно подготовились к школе», — говорит Влада. 

Такая напряженная работа с ребенком требовала от приемной мамы много сил, и однажды она поделилась этим с психологом, который рассказал ей о проекте «Передышка» фонда «Измени одну жизнь»

Влада говорит, что позвонила в фонд «Измени одну жизнь» и ей быстро подобрали бебиситтера: Ксению Костюнину. Сейчас Ксения проводит со Снежаной 16 часов в месяц, и, по словам Влады, этого бывает достаточно для того, чтобы она сама смогла расслабиться и отдохнуть.

Бебиситтер Ксения Костюнина и Снежана. Фото: Антон Карлинер

«Первое время я боялась оставить их одних и просто уходила в другую комнату, потом стала уходить из дома в поликлинику или даже в театр, где не была уже три года. Я рада, что благодаря „Передышке“ могу восстановить силы, — признается Влада. — Все няни очень доброжелательные, внимательно относится к Снежане, и вся команда проекта — очень чуткие люди, профессионалы». 

В проекте «Передышка», который фонд «Измени одну жизнь» запустил в ноябре 2016 года, уже приняли участие более 50 семей. Быть мамой 24/7 тяжело! «Передышка» — программа заботы о приемных родителях и их ресурсах. Доверив своих детей профессиональным бебиситтерам, мамы могут переключиться с детских потребностей на заботу о себе, уделить внимание своему здоровью, провести время вдвоем с мужем или просто выспаться. 

Фото: Антон Карлинер

«Мне интересно работать в проекте „Передышка“, так как я дефектолог по образованию и люблю сама участвовать в тех благотворных изменениях, которые происходят с усыновленными детьми в семье. Мне было радостно наблюдать, как изменилась речь Снежаны: раньше у нее были большие нарушения, а теперь это ребенок, который чисто и красиво разговаривает. Да, у девочки большая потребность в телесном контакте, и я не запрещаю ей заплетать мне косички или обнимать меня, но рассказываю о том, что, делая это, нужно соблюдать границы, которые у разных людей разные», — говорит Ксения Костюнина.

Спустя два года адаптация Снежаны закончилась, но, по словам приемной мамы, небольшие нарушения еще остались. Девочка до сих пор требует повышенного внимания. Когда приходит няня, она старается ее обнять, погладить. 

Фото: из семейного архива

Без трудностей не будет радости

Несмотря на пессимистические диагнозы, почти все из которых сняты за три года пребывания в семье, осенью 2018 года девочка пошла в первый класс школы с углубленным изучением английского языка. Сейчас Снежана — это гуманитарий с поэтической душой. А вот с математикой у нее бывают сложности. 

Фото: из семейного архива

«Когда я нашла свою долгожданную дочку, я получила то, что хотела, так как всю жизнь мечтала о девочке, — признается Влада. — Но я не ожидала, что все будет так сложно, особенно первое время. Однако я поняла, что без трудностей не будет такой радости, которую дарит мне Снежана, когда бежит ко мне навстречу, называет ласковыми словами или посвящает мне стихи:

„Самая дорогая и красивая,
Мамочка моя любимая,
Ты в сердечке моем живешь всегда,
Ты меня не бросишь никогда,
Ты так сильно меня полюбила,
Чтобы про горе свое я позабыла.
И неважно, что не ты меня родила,
Ты мне счастье и новую жизнь дала,
Нежные руки и ласковый взгляд.
Я ни за что не хочу возвращаться назад!
У меня есть дом и моя семья:
Мама, братик, кошка и я“».