Зоркий Серафим. Корреспондент «АиФ» побывал на борту самолета-разведчика

При взлётной массе 190 тонн А-50 в воздухе смотрится довольно изящно. © / Сергей Осипов / АиФ

Охота на самолёта

- Блин! - вырвалось у меня, когда я увидел то, что этот самолёт взгромоздил себе на спину.

   
   

- Это на сковородке - блин, - обиделся подполковник Владимир ­Касаткин. - А у самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 - обтекатель антенны РЛС кругового обзора.

- Летать не мешает?

- Наоборот, помогает - в полёте работает как дополнительное крыло. Диаметр - 10,8 метра, площадь, стало быть, под 35 квадратов. У многих квартира меньше...

Новейший А-50 У с бортовым номером 33. Если более старые самолеты видят цель за 400 километров, то этот – за 600. Фото: АиФ / Сергей Осипов

Именно благодаря такому обилию несущих поверхностей А-50 здесь называют «шестикрылым серафимом». «Здесь» - это на аэродроме Иваново-Северный, где базируется единственная в России воинская часть, вооружённая летающими радарами.

А подполковник Касаткин отвечает в ней за самое главное - боевое применение.

Кабинный экипаж за работой. Железные ящики сверху – бортовой компьютер. Фото: АиФ / Сергей Осипов

А-50 создан на базе старого доброго транспортника Ил-76. Вход в огромный самолёт - по несерьёзной в сравнении с его размерами стремянке с правой стороны фюзеляжа. Пока лётный экипаж прогревает двигатели, свои места занимают 10 человек кабинного экипажа - те самые спецы, ради работы которых самолёт сейчас поднимется в воздух. Каждый сидит перед круглым телевизором, по экрану которого, как заведённый, бегает зелёный лучик. По-умному эта штука называется индикатором кругового обзора.
Настоящая работа начинается только на высоте 10 километров. На краю экрана одного из операторов РЛС появляется зеленоватая отметка наподобие компьютерного курсора, рядом - строчки каких-то цифр. Непосвящённому они ни о чём не говорят, но экипаж сразу понимает: это чужой самолёт, на который надо навести свой истребитель. А вот и свой истребитель появился на другой стороне экрана. Воздух внутри А-50 сгущается от охотничьего азарта. Даром что и добыча, и преследователь часом ранее взлетели с одного аэродрома.

   
   
Оператор наведения перед индикатором кругового обзора. Фото предоставлено Сергеем Осиповым

Задом об колесо

В советские времена успели построить около 30 А-50. Десяток сейчас базируется в Иванове, на трёх самолётах только что здорово модернизировали радиоэлектронику. Если старые «серафимы» видели крупную воздушную цель за 400 км, то новые А-50У - за 600. Нынче эти самолёты востребованы как никогда, их экипажи налётывают в год по 200 часов - почти вдвое больше, чем в среднем по ВВС. Если там, где нет наших наземных радаров (например, над нейтральными водами), работает российская авиация, обязательно вызывают «шестикрылого». Задачи от руководства сыплются постоянно. Ведь каждый А-50 таскает этот радар с собой, как черепаха панцирь.

- В январе с дальней авиацией летали на Дальний Восток к самой Японии, - продолжает Касаткин. - До этого работали над Баренцевым морем и Балтикой. А в начале февраля летали над Чёрным морем. Видели, например, американские боевые корабли, только что прошедшие через Босфор и Дарданеллы.

- Иностранные истребители над нейтральными водами не досаждают?

- По-разному. Один подойдёт на 300 метров, выполнит учебную атаку - и домой. А другой зачем-то лезет вплотную, «крыло сосёт», как говорят в авиации...

А-50 заходит на посадку. Фото предоставлено Сергеем Осиповым

Договорить мы не успели. Шасси уже скребли посадочную полосу: полёт закончился. Впрочем, это ещё не конец истории. На бетонке четверо лётчиков схватили меня за руки, за ноги и трижды ударили задницей о переднее шасси. Есть у них такая милая традиция посвящения в члены экипажа. Я долго думал: почему именно задницей? А потом понял! А-50 без дозаправки может висеть в воздухе по 6 часов, и всё это время экипаж проводит пристёгнутым к креслу. Как бы интенсивно ни работали лётчики головой и руками, этот орган всё равно страдает сильнее.