Неудачными оказались начавшиеся в Швеции военные маневры НАТО Swift Responce («Быстрое реагирование — 2024»), которые после 9 мая перекочуют на территорию Молдавии. Высадка крупного десанта в Скандинавии общей численностью в 800 парашютистов из разных стран для 11 из них закончилась плачевно. Насмерть не разбились, но переломались прилично. Эвакуировать девятерых из них пришлось вертолётами.
Подготовка имеет значение
Инцидент произошел близ населенного пункта Скиллингарид в провинции Смоланд. Там находится достаточно крупный военный полигон армии Швеции. В Стокгольме отметили, что среди пострадавших нет военнослужащих Королевства. Повреждения, переломы и раны получили военные из США, Венгрии и Италии. Местным автомобилистам, которые снимали «пикирование» парашютистов, ограничили скорость движения и рекомендовали покинуть район проведения учений.
«Скорее всего, сыграл фактор незнакомой площадки приземления и погодные условия, — рассказал aif.ru бывший командир 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ полковник Николай Никульников. — При выполнении парашютного десантирования это учитывается, но вот мы своих десантников учили и учим действовать в любую погоду, днем и ночью, в том числе на незнакомой местности. В том числе с массированным десантированием, по две тысячи человек и более, как это было на предыдущих учениях. И российский десантник зачастую не знает, куда ему предстоит приземлиться или даже приводниться, но он готов к любой ситуации. Да, случаи травматизма при совершении парашютных прыжков случались и у нас, но они не носили массового характера. Каждый “рекс ВДВ” готов к любым непредвиденным обстоятельствам, что отрабатывается многочисленными занятиями по предпрыжковой подготовке».
Американцам биться об землю не впервой
Десантники армии США в неприятные ситуации с парашютными прыжками попадали неоднократно. Здесь можно вспомнить и десантирование 25-й пехотной дивизии США в октябре 2019 года, которое обернулось ночным кошмаром с многочисленными травмами для её бойцов.
Нужно заметить, что в США нет ВДВ. Американские воздушно-десантные войска, в отличие от российских, не считаются отдельным родом войск, а числятся в контингенте сухопутной армии. Из наиболее известных — 82-я воздушно-десантная дивизия и 101-я десантно-штурмовая дивизия. Упомянутая в инциденте с травмами парашютистов 25-я пехотная дивизия имеет в своем составе воздушно-десантную бригаду. Большей частью в армии США предпочитают доставку десантников к месту назначения воздушным путем — на самолетах и вертолетах, а парашютное десантирование применяется крайне редко. Массовые парашютные десанты, которые получили широкое распространение в российской армии, вообще не применяются.
Нормативы по парашютным прыжкам не отменялись
В ВДВ России есть определенные нормативы парашютных прыжков. Для генералов, в том числе и командующего ВДВ, достаточно двух в год. Ранее солдату-срочнику, как и младшему офицеру, определялось шесть, но сейчас планка рядового повысилась до двенадцати из-за сокращения срока службы. Это по нормативам. В период службы прыгать с парашютом приходится гораздо чаще, в том числе во время учений. При этом подразумевается десантирование в сложных условиях — с приземлением на воду, на лес и в ночных условиях.
Насколько актуальны сейчас парашютные прыжки, которые могут привести, в том числе, к жертвам при их совершении? Масштабные десантные операции в тылу противника парашютным способом чреваты последствиями. Это осознавали и американские, и английские, и российские десантники. Средство доставки в ВДВ — военно-транспортный самолет (сейчас основной такой самолет в России — это Ил-76), который подвержен поражению как средствами ПВО, так и истребительной авиации. Сбили самолет — уничтожили около 100 человек или трех боевых бронемашин. В воздухе парашютист «зависает» на 2-3 минуты, в зависимости от высоты десантирования в 600-800 метров, и остается совершенно беззащитным от огня с земли даже стрелковым вооружением.
Проще и безопаснее по земле или вертолетами, но десантная операция с использованием парашютов все еще представляется не только внезапной, но и где-то еще и романтичной. С неба — об землю — в бой, как учили наставления по боевой подготовке ВДВ еще советских времен.